Автор Р. Максимов
Боевые «колесницы» в Европе в Средние века.
Изучая развитие военного искусства в период Средних веков, сложно обойти вниманием т.н. кригсбухи - собрание различного рода инженерных идей, а также советов (в том числе и из опыта прошлых столетий) - в них показано множество интересных решений и вариантов - например, способы добычи и перемещения питьевой воды для войска, переправы (в том числе лошадей) подъемных кранов, штурмовых и оборонительных приспособлений, снаряжения для длительного пребывания под водой; способы приготовления взрывчатых и отравляющих веществ, снотворного и даже рецепт долго не черствеющего хлеба, а также советы по поводу того, что лучше есть перед битвой. Скептиками часто высказываются предположения о фантастичности большинства предлагаемого в подобных книгах и о сомнительной эффективности данных советов и конструкций в практическом применении. Хотя даже при достаточно беглом взгляде на то, что советуют авторы данных трудов, можно легко заметить массу военных приспособлений, знакомых нам по музейным собраниям (например, т.н. «чеснок» или «вороньи лапы» - Krähenfüße нем.) - а значит, получивших широкое применение именно в практике средневековой войны.
.
С недавних пор мы решили пробовать воплотить на практике некоторые из конструкций (которые показались нам интересными). Начали с малого - в кригсбухах часто изображается фустибал – усовершенствованный вариант античной пращи, также он нередко встречается в средневековой миниатюре.
Нами были воссозданы несколько пробных образцов, и они оказались очень удобными в применении и несложными в освоении (в отличии от классической пращи). Обычный человек, не имеющий специальной подготовки, после нескольких (а иногда даже всего одной) тренировок с помощью данного нехитрого приспособления может без особых усилий бросить камень размером с кулак на расстояние 80-100 м в нужном направлении.
Следующим стало изготовление интересного варианта штурмовой лестницы по аналогии с изображением в рукописи «Bellifortis». И снова опыт оказался успешным: лестница длиной 8 метров складывается в компактный сверток, который легко может нести один человек, устанавливается двумя людьми без особых усилий на высоту около 5-6 м, захваты успешно держатся даже за край кирпичной стены, а лестница выдерживает двух человек одновременно.
В мае 2018 года мы решили попробовать воспроизвести т.н. Streitwagen - боевую повозку (воз). Изображения различных колесных тележек (приводимых в движение как людьми, так и с помощью лошадей) нередко встречаются в различных средневековых трактатах. Обычно эти конструкции снабжены разнообразными лезвиями, в более поздних вариантах дополнены артиллерией.
То, что мы видим под названием Streitwagen в Германии 15 столетия, очень напоминает боевую колесницу ассирийцев. Когда – то, решая проблему борьбы с вражеской лёгкой пехотой и кавалерией, ассирийцы установили на ступицах колес колесниц длинные ножи — так впервые в истории появились «серпоносные» или "косящие" колесницы.
Серпы оказывали на противника не только сильное моральное воздействие, но и поражали отряды лёгкой пехоты противника. Следующим шагом стала установка остриёв копий на дышло - теперь колесница могла атаковать в лоб регулярную тяжёлую пехоту. Наибольшую известность эти экипажи получили благодаря персам — в дополнении к установке серпов и копий, те стали защищать броней и лошадей, а также поставили ещё и серпы под ось. В Риме (примерно в то же время - 3-5 вв. н. э.) на основе колесницы было создано специфическое оружие - подвижный лафет для лёгкой метательной установки, причём, если баллиста-арбалет были относительно небольшими, то расчёт полностью находился в кузове и мог стрелять на ходу.
Подобные конструкции дожили до позднего Средневековья - например, итальянские "батареи" - повозки со стрелками и станковыми арбалетами, а позже и с 1-2 лёгкими пушками.
Идея боевой повозки в Европе не умерла с окончанием эпохи боевых колесниц в античный период. В Средние века периодически она вновь пробуждалась в умах инженеров и механиков (а порой и просто образованных людей). Технологии развивались, достаточно сложные механизмы требовались для сооружения замков и соборов, и уже с 12 столетия встречаются чертежи и рисунки достаточно сложно устроенных подъемных кранов и метательных машин с подобным устройством.
Что же касается боевого использования повозок, то, видимо, первыми в средневековый период обратились к их применению итальянцы. В Миланских анналах имеется запись (SS, XVIII, 369 и след.) о том, что летом 1160г. миланцы при поддержке плацентицев двинулись против императора, опустошавшего их страну; они везли с собой каррочио и 100 повозок, сконструированных мастером Гвильермо. Эти повозки были сооружены в виде щита и снабжены спереди и со всех сторон серпами. К сожалению, нет изображения этих механизмов, но то, что мы видим на страницах Кригсбухов два столетия спустя, легко узнаваемо по данному описанию.
В 1335 году итальянский гений, Гвидо да Виджевано, спроектировал некоторое количество военных механизмов (в том числе и самодвижущуюся - силой ветра - военную колесницу), которые должны были использоваться в крестовом походе. К сожалению, никто так и не попытался построить замечательную технику Гвидо. Однако его машины, по рассчетам современных исследователей согласно сохранившимся чертежам, вполне работоспособны.
.
Во Франции и Бургундии боевые тележки в 15-м веке получили название «рибодов» либо «рибодекинов». Бургундский герцог Иоанн в походе на Вермандуа (1411) имел при войске «великое множество» рибодекинов, «каждый из коих тянет один конь, и на каждом из коих по одному фоглеру (орудия, заряжаемое порохом посредством съёмной зарядной камеры (фламандское «vogheleer» («птицелов») – прим.автора), или по два». Рибодекин описывается как повозка на двух колёсах, со «щитом для укрытия», а «сзади» у них «длинные железные шипы, которые крепятся при надобности в битве».
В «догуситский период» у немцев уже встречаются упоминания о двухколёсных установках с лезвиями, а порой несколькими стволами - Streitkarre, (букв. «боевая тачка, двуколка») (в частности, в арсенала Нюрнберга в 1388 году). Конрад Кайзер (Konrad Kyeser) - немецкий военный инженер, годы жизни 1366 - 1405. Конрад лично участвовал во многих военных походах и крупных сражениях ( например в битве при Никополе в 1396 году), создал иллюстрированную книгу о военной технике "Bellifortis" в 1402-1405 годах. Первоначально он начал писать в Богемии для короля Вацлава IV, но закончил ее после отъезда на родину в Эйхштет, а 23 июня 1405 года он отдал ее немецкому королю Рупрехту III Пфальцскому. Опыт гуситских войн произвёл большое впечатление в немецких землях, породив огромное количество вариантов различных «колесниц».
На иллюстрациях из манускрипта Ханса Талхоффера «Alte Armatur und Ringkunst», № MS Thott.290.2, 1459 г., в числе прочей военной техники также демонстрируются боевая повозка и «смертельная машина» - тележка с шипами.
Четырехколёсные повозки именуются в немецких землях Streitwagen либо Kampfwagen (букв. «боевая телега»). Такая имеется, например, в записях императорского арсенала в Инсбруке в середине XVI века. Сложно утверждать, что подобная техника использовалась широко или повсеместно, но так же неверно было бы и отрицать ее наличие в арсенале возможного к употреблению.
Наш эксперимент, проведенный 30-го апреля 2018 года в окрестностях г. Белгорода, отчетливо показал эффектность и эффективность Streitwagen. Мы выбрали одну из простейших конструкций (по сути, просто обычную телегу, усиленную «щитом для укрытия») с экипажем в два человека, приводимую в движение одним конем со всадником. Ставились задачи - узнать, насколько возможна работа такого сооружения в условиях бездорожья, насколько возможно на ней находиться и сражаться в момент движения, насколько возможен таран строя противника всадником, усиленным данной конструкцией, сможет ли верховая лошадь быстро разогнать конструкцию и не станет ли она помехой. Двигаясь по неровной поверхности, повозка развила скорость ок. 50км в час.
Несмотря на отсутствие рессор и наличие на испытательном поле кочек и выбоин, стоящим на платформе людям было достаточно комфортно. Коню удалось разогнать повозку до необходимой скорости с места буквально за несколько секунд. После столкновения с правым передним углом Streitwagen тяжелый мантелет из толстых дубовых досок общим весом ок. 80 кг, закрепленный двумя подпорками, вбитыми острыми концами в землю, был отброшен как картонный на расстояние около 5 м., т.е. он покалечил бы тех, кто за ним укрывался. Повозка при этом практически не пострадала и не замедлила хода. Экипаж мог во время движения метать копья или наносить ими (либо другим древковым оружием) удары, что было проверено на практике. Брешь, создаваемая подобной машиной в строю противника, составляет около 3-4 метров ширины, т.е. минимум в два раза шире, чем создаваемая одним всадником, плюс разрушительная сила повозки (а ведь мы не стали ставить серпов или лезвий...), что намного усиливает последствия от тарана. Всеми присутствовавшими при эксперименте был отмечен серьезный психологический эффект от наблюдения данной конструкции в действии. Подобные Streitwagen с минимальными доработками могли быть смонтированы из обычных обозных телег и фургонов, и использованы и как средство прорыва линии строя (в том числе в качестве ударной силы в одной определенной точке - например, атака на командира неприятельского войска или его знамя), и как боевая машина пехоты, несущая десант и упрощающая его доставку в нужную точку сражения. Очередной раз пришлось убедиться в работоспособности изобретений и рациональности советов средневековых авторов. Мы считаем, что беспристрастное изучение кригсбухов существенно обогащает наши представления о возможностях и вариантах военных действий и идей Средневековья и дает более глубокое понимание реалий мышления и рамок арсенала существовавших возможностей.
Cod. 2952, fol. 87v: Sammelhandschrift zu Kriegskunst und Jagd
Eyb Kriegsbuch (MS B.26)
Husité - Ktož jsú boží bojovníci © 1998-2018 M. Gelbič & J. Motyčka
manuscript Hans Talhoffer "Alte Armatur und Ringkunst, 1459"
Joachim Schneider: Das illustrierte 'Buch von Kaiser Sigmund' des Eberhard Windeck. Der wiederaufgefundene Textzeuge aus der ehemaligen Bibliothek von Sir Thomas Phillipps in Cheltenham. In: Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters 61 (2005)
Mittelalterliches Hausbuch ze zámku Wolfegg, po r. 1480.
Partington J.R. A History of Greek Fire and Gunpowder. JHU Press, 1999.
Regina Cermann: Astantes stolidos sic immutabo stultos - Von nachlässigen Schreibern und verständigen Buchmalern. Zum Zusammenspiel von Text und bild in Konrad Kyesers Bellifortis. In: Wege zum illuminierten Buch. Herstellungsbedingungen für Buchmalerei in Mittelalter und früher Neuzeit. Wien 2014
R. Chartrand. Napoleon’s Guns 1792—1815 (1). Field Artillery. — Osprey Publishing, 2003. — Р.35-36.
Sixl P. Entwickelung und Gebrauch der Handfeuerwaffen // Z. Hist. Waffenkunde. Bd. 1. S. 182–184.
Tittmann W. Die Eltzer Büchsenpfeile von 1331/3. Korrigierte Fassung mit einem Nachtrag (Stand 2011). Дополненная журнальная статья из: Waffen- und Kostümkunde. 1994. Bd. 36. S. 117–128.
Tittmann W. Die Geschützdarstellungen des Walter de Milemète von 1326/7. Durch Anmerkungen und Abbildungen ergänzte Neufassung mit einem Nachtrag (Stand 2011). Дополненная журнальная статья из: Waffen- und Kostümkunde. 1993. Bd. 35. S. 145–147.
Verwundungen durch Krähenfüße Oberrhein • um 1420-1440 Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. hist.
White Jr., Lynn, ‘Kyeser’s “Bellifortis”: The First Technological Treatise of the Fifteenth Century’, Technology and Culture, Vol. 10, No. 3 (1969)
Würdinger J. Kriegsgeschichte von Bayern, Franken, Pfalz und Schwaben von 1347 bis 1506. Band II. Kriegsgeschichte und Kriegswesen von 1458–1506. München, 1868.
Контамин Ф. Война в Средние века. СПб, 2001.
Карл фон Деккер История артиллерии от ее происхождения до 1822 года. Тип. Х. Гипце СПб. 183
Миланские анналы (SS, XVIII, 369 и след.)
Рукопись Cgm. 734
Рукопись Cod. 10815
Тарасевич Юрий Рибоды : от появления до битвы на Осиновых полях и Рибоды: расцвет и закат |