При слове «доспех» воображение слушателя обычно представляет что-то блестящее и металлическое, однако сохранившиеся текстовые изобразительные источники, а также археологические находки убедительно свидетельствует о том, что в понимании воинов прошлого (в т. ч. в средние века) доспех - это далеко не всегда металл.
Во все времена (и в частности, в средневековье) существовало огромное количество разнообразных способов защиты тела: слоеной, стеганой тканью, доспехами из твердой кожи и даже рога… Мы рассмотрим здесь большую популярность элементов доспехов не из металла (или с небольшим количеством металла, выполняющим армирующую функцию), бытовавших в Европе в середине XIV века.
При детальном рассмотрении книжных миниатюр (иллюстраций), а также достаточно большого количества хорошо сохранившихся надгробных памятников можно убедиться, что доспехи, покрывающие (усиливающие) кольчужную защиту (являвшуюся основной у воинов того периода) изготовлены зачастую (если не преимущественно) из кожи. Об этом свидетельствует как цвет этих деталей и их форма, так и то, что многие из них имеют накладные армирующие полоски из железа (?) на поверхности.
Кроме того, окончательно убедиться в правильности предположения о типе материала, из которого они изготовлены, позволяют археологические находки подобных защитных элементов (чрезвычайно узнаваемо изображенные в камне).
Можно сказать, что предыстория волны популярности кожаной и другой неметаллической защиты (например, из китового уса) просматривается уже в XIII веке и даже ранее: 1185 г., «Песнь об Антиохии»: – «А нагрудник его (рыцаря) был из вымоченной кожи» 1278 г., список покупок для турнира в Виндзорском парке: «Тридцать восемь кожаных кирас…». Подобные тексты встречаются на протяжении всего XIV века (особенно до 80-х годов ) - упоминаются кожаные наручи, кирасы, шлемы, поножи, а также армирующие вставки (например, в перчатки) из китового уса. Существуют находки чудом сохранившихся до нашего времени экземпляров кожаных щитов, наручей и некоторых других элементов защиты.
Это говорит о том, что популярность подобной защиты только возрастала.
Причины этой популярности были, скорее всего, в относительной дешевизне и доступности таких материалов, как кожа и китовый ус, и, в то же время, относительной легкости в их обработке (кроме того, техника тиснения позволяла украшать доспехи из кожи шикарными замысловатыми узорами). К тому же, немаловажным фактором была неподверженность этих материалов коррозии (в отличие от железа) и их малый удельный вес, что имело особенное значение в бою). Все это приводило к широкому использованию данного типа защиты, пик моды на который приходится где-то на 50-60-е годы XIV столетия. Надгробные памятники - например, немецких рыцарей того периода - показывают, что, в случае наличия усиливающих накладок поверх кольчужной защиты рук или ног, в подавляющем большинстве случаев они изготовлены из твердой, специально обработанной, кожи. Можно сказать, что материал в каком-то смысле повлиял на ход инженерной мысли при изготовлении защиты (например, для рук). Довольно большое количество надгробий показывают нам кожаные усиления, одетые поверх кольчужного рукава. В этом случае суставы локтя и плеча чаще всего не закрываются каким-либо отдельным щитком (наплечником, налокотником), хотя порой и такое встречается… Не закрываются они и сегментами (как на латных «руках») - чаще всего кожаные «трубы», закрывающие верх и низ руки, имеют выпуклость, захватывающую соответственно плечевой и локтевой суставы, при этом часто локтевая, к примеру, выпуклость заходит с небольшим нахлестом на часть, закрывающую верх руки, образуя своего рода «подвижный» сегмент).
Интересно, что похожий принцип – образование защиты суставов взаимно перекрывающимися сегментами (не имеющими, тем не менее, какого-то отдельного щитка собственно для сустава и двигающимися за счет упомянутого выше люфтового взаимного перекрывания) - мы можем видеть на большом пальце перчатки № 3, найденной на месте битвы при Визби. При этом большой палец изготовлен из железа, однако демонстрирует все ту же инженерную мысль столь популярных в то время кожаных деталей (этакое «досуставное» мышление).
Надо еще раз сказать, что неметаллическая – например, кожаная - защита была популярна во многие времена и во многих странах. Довольно любопытные результаты дает сравнение вариантов изготовления подобной защиты в разных (часто очень отдаленных друг от друга) регионах: так, например, защита руки французского рыцаря (Jean de Walcourt, 1362 год), изготовленная из твердой кожи и усиленная металлическими полосками с декоративными цветами – розетками (похожая изображена на одной чешской росписи), имеет поразительную схожесть с защитой той же части руки, изготовленной на Тибете! Что свидетельствует о большом значении материала, из которого изготавливается предмет - материал (в данном случае кожа) подсказывает тождественные инженерные и декоративные решения мастерам, принадлежащим к разным культурам и жившим в разное время.
|