Четверг, 28.03.2024, 15:04
web counter
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Главная » 2013 » Май » 19 » Праздник средневековой культуры
05:57
Праздник средневековой культуры

 

 

ПРАЗДНИК

СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

(Белгород, 1 – 5 мая 2013 г.)

 

 

Инесса Максимова, руководитель клуба «Хранители»

 

 

Итак, мы это сделали! Третий по счету Праздник Средневековой культуры клуба «Хранители, при поддержке Управления молодежной политики администрации Белгорода и неизменных союзников - воронежского клуба «Цитадель» - состоялся! Центральное его событие  началось в 15 часов, 3 мая,  на левом берегу Северского Донца в урочище  «Сосновка», в местечке, давно уже по этой самой причине получившем название «Праздничное Поле».

Праздник изначально задумывался нами как демонстрация результатов 15-летней работы клуба в качестве муниципального. Мы думали этим и ограничиться, однако не тут-то было: зрелище настолько понравилось белгородцам (и не только), что было решено продолжать.

 

Задачи и цели:

                                          

Праздник в Белгороде проводится с целью пропаганды повседневной (в том числе и военной, и мирной) культуры Средних веков Западной и Восточной Европы, развития сотрудничества и обмена опытом среди отдельных исследователей и клубов научно-экспериментального направления, а также проведения, совместно с различными клубами научно-практических экспериментов, и обмена опытом по их проведению.

То есть: никакого отношения к фестивально-костюмированному досугу, а также к театрализованным представлениям ни наш Праздник, ни вся наша деятельность не имеет. На каждом из предыдущих Праздников эксперименты по выяснению различных аспектов средневекового военного дела, кухни,  экипировки, костюма и т.д. производились прямо на глазах зрителей и часто впервые - и, что очень приятно, это оказалось многим интересно и многих привлекло.

Еще одна отличительная черта белгородских Праздников – атмосфера взаимного интереса,  доброжелательности и уважения к результатам работы коллег, что,  к сожалению, давно является редкостью на мероприятиях «средневековой» направленности.

 

Эксклюзив:

 

Мы старались, чтобы на каждом из Праздников демонстрировалось что-то новое, однако 2013 год побил все предыдущие рекорды - впервые в России (и, насколько мне известно, впервые в Европе - кому известно иное, пусть меня поправит) немецкой группой клуба «Хранители»  была проведена конная сшибка на длинных рыцарских копьях с ЖЕЛЕЗНЫМИ НАКОНЕЧНИКАМИ по правилам середины 14 века, т.е. БЕЗ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО БАРЬЕРА И НАПРАВЛЯЮЩИХ ДОРОЖЕК.

 

Об этом  стоит сказать подробнее. Есть сведения, что при так называемом таранном ударе, когда всадник атакует всей массой коня, самого всадника  в доспехах и неподвижно зафиксированного копья (в отличие от Восточной Европы и народов Востока, где копьем кололи, метали его и т.д.), на 1 квадратный сантиметр поражаемой поверхности  приходится до 700 кг.

Эксперимент,  проведенный Романом Максимовым и Вячеславом Подзолковым («Хранители»), чрезвычайно важен для понимания боевой тактики рыцарей, поскольку он наглядно продемонстрировал,  каким образом это происходило в те времена - ярость броска боевых коней (ярко контрастирующая с поведением современных лошадей), скорость, которую они развили, несмотря на короткую дистанцию, и т.д.  Можно было по достоинству оценить искусство наездников, сумевших,  несмотря на тяжелое вооружение, закрытые шлемы и разгоряченных коней,  проскакать  в предельной близости друг от друга, тем не менее не допустив столкновения  лошадей.

Удар одного всадника  пришелся в щит и далее – в голову противника, удар второго – в щит. Учитывая скорость сближения всадников, нужно отметить великолепную подготовку боевых коней, сумевших после удара удержаться на ногах (даже в Средние века кони не всегда устаивали в этой ситуации) - подготовка осуществлялась по методике Максимова - Бежиной, при содействии наших девушек - Евгении Потекиной и Ирины Хинконен.

Всадники выступали в полной реконструкции немецкого  боевого рыцарского доспеха  середины 14 века. Результат: мощным таранным ударом сорван, как легкая пушинка,  6-килограммовый верхний шлем, слегка смещен нижний, всадник получил легкую контузию. Есть еще ряд выводов, более интересных узким специалистам (см. статью об этом на сайте). Последствия могли бы быть  гораздо более существенными: перелом  позвоночника у всадников или лошадей,  поражение осколками копья,  перелом шеи и т.д. – вплоть до летального исхода – увы, нередкого в Средние века. Поэтому настоятельно советуем всем, кто желает  попробовать: НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ЭТО БЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕРЕНННОГО ДОСПЕХА И СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧЕННЫХ КОНЕЙ!!!  Наших всадников спасло то,  что у нас все это есть, тем не менее есть и такая вещь, как случайность!  Они, без преувеличения, рисковали жизнью. Тем большего уважения достойна такая победа.

Также впервые нами, совместно с «Цитаделью»  и московскими клубами, был проведен максимально приближенный к реальности эксперимент по атаке всадником пешего строя (за проявленную смелость и самоотверженность клуб «Хранители» выражает всем участникам огромную благодарность!). Обладая определенным  опытом, мы предполагали, что последствия такового  для пехотинца  окажутся фатальными, поэтому поместили  в центр пешего строя манекен в соответствующих доспехах, который и принял на себя копейный удар конного рыцаря.

 

 

 Боюсь, зрителям это доставило несколько неприятных минут (особенно зрелище отлетающей в сторону «головы» в шлеме), пока они не разобрались, что к чему. Однако  техническая ошибка (связанная, очевидно, с недооценкой серьезности происходящего) одного из наших московских  коллег,  Юрия Богунова (весьма перспективного всадника и бойца)  - вопреки предупреждениям, он не закрыл забрало – едва не стоила  ему… скажем так, очень дорого… Впрочем,  осколок  древка   копья (благо, железный наконечник, как и ожидалось, поразил манекен и в нем остался)   из его щеки с успехом извлекли медики  клуба «Хранители», и это благородное ранение не помешало нашему другу принять участие в дальнейшей программе, а также в вечернем  праздничном  ужине.

Еще одной новинкой стала живая  музыка в исполнении замечательного московского ансамбля средневековой музыки «Пфайфферы», руководитель которого, Владимир Парунцев, является членом клуба «Хранители» (любопытно, что  музыканты  выступали в костюмах, сшитых для них «Хранителями»).

 

Обилие раннесредневекового огнестрельного оружия - от маленькой ручной пушки «Хранителей»  до прекрасного образца фитильного мушкета   Сергея Журавлева (Москва), искусство средневековых жонглеров огнем в исполнении девушек из «Школы св. Георгия» (Подольск), отличные образцы средневековой кухни: копченое и вяленое мясо по-походному – «Хранители», суп «Жоржи» - Московский джостринг-клуб, а уж блюда «Цитадели», больших мастеров реконструкции быта (в исполнении девушек клуба под руководством Екатерины Городецкой) вообще не поддаются перечислению и описанию.

Праздник, собственно, начался еще 2 мая, когда в помещении белгородского выставочного зала «Родина» прошла встреча-концерт ансамбля «Пфайфферы» и творческой интеллигенции г. Белгорода (подарок ансамбля городу принимающей стороны). Параллельно проходил заезд участников в полевой лагерь на берегу Донца - 10 красочных средневековых палаток, жилых и  хозяйственных - 35 участников (клубы: «Хранители» - Белгород, «Цитадель» - Воронеж, «Королевский двор», «Школа св. Георгия», клуб им. Дм.Солунского, Московский джостринг-клуб, и ансамбль «Пфайффер»  - Москва).

На Празднике 3 мая зрители смогли также увидеть:  сбивание тяжелой (около 60 кг) мишени таранным копейным  ударом (что является, по сути,  первым этапом тренировки сшибки на длинных рыцарских копьях) - Москва и Воронеж; стрельбу с коня  и пешком из русского сложносоставного лука (дерево-рог-жилы-кожа-шелк-сырец) – русская группа клуба «Хранители»; демонстрацию принципа конной атаки русичей на строй европейских пехотинцев (пришлось просто «обозначать» бросок, т.к. копья-сулицы в этот раз были со стальными наконечниками – один показательный бросок мы сделали  в  наш щит, и он, разумеется, был пробит насквозь); способы использования  раннесредневекового огнестрельного оружия – ручницы (хандбуш – нем.) и фитильного мушкета 16-17 веков, элементы гимнастики Средних веков – «Королевский двор» (Юрий Бугаев),  «Хранители» - Белгород; атака на пешего воина всадника, вооруженного боевым молотом – Роман Максимов и Владимир Веретельник, «Хранители»;  рубка тыкв, элементы выездки и джигитовки,  прыжки на коне через огонь, езда по-охотничьи на коне с собакой – «Хранители».  И многое другое.


 



 

 

 

 

 

 

 Особо стоит сказать о геральдике на Празднике, поскольку в этот раз мы почти упустили ее из виду (в смысле подробного разъяснения для зрителей).

 

                            

Участники научно-исследовательских коллективов, изучающих Средневековье, придают большое значение этой части средневековой культуры (ибо это, как известно, эпоха символов). Опытный геральдик мог определить статус, достаток, регион, время, особенности семейного положения, иногда даже – детали биографии и вассалитет рыцаря – носителя гербового щита. Безукоризненная  геральдика  «Хранителей», например, была отмечена еще в конце 90-х годов специалистами Герольдии при Президенте Российской Федерации в Петербурге, когда руководители клуба представляли на конкурс графический  проект герба г. Белгорода, созданного Романом Максимовым (геральдика) и художников В. Аксеновым (кстати сказать, победивший и используемый в Белгороде в качестве официального  до сих пор). Личная  геральдика на  Руси в 14 веке практически не развита, и в основном представлена гербами городов, на щитах же  изображали геометрические фигуры, орнамент, изображения птиц и зверей – однако скорее как оберег или украшение.

Символы в Средние века присутствуют буквально везде – и не только в составе гербовых щитов. Так, навершие одного из шлемов Р. Максимова  символизирует (причем как геральдическими фигурами, так и цветовой гаммой) вассалитет его владельца от  Тевтонского Ордена в Восточной Пруссии (полное название которого, как известно,  Немецкий  Орден  Пресвятой   Девы Марии) – белоснежную фигурку Девы осеняют, защищая, черные крылья грифона (герб рыцаря – черный грифон на серебряном поле).

 

 

Вообще каждый предмет, представленный участниками Праздника, заслуживает  отдельного рассказа, поскольку за ним стоит огромный труд и не один год кропотливых исследований.

Вечер 3 мая завершился торжественным ужином всех участников в сопровождении живой средневековой музыки в исполнении ансамбля  «Пфайффер» (Вера Киселева, Анна Тончева, Владимир Парунцев), а весь  следующий день, 4 мая, был посвящен семинарам-тренингам по старинному немецкому пешему бою,  азам рукопашной борьбы (немецкой и русской), длинному мечу, военной  верховой езде с использованием различных вариантов рыцарских седел  работы «Хранителей», метанию коротких копий (дротик-сулица) и т.д.

Было чрезвычайно интересно познакомиться с наработками друг друга.

Я думаю, единственное, чего не было на Празднике – это «разборок», обид, выяснения отношений, придирок, бесконечных правил, всевозможных запретов и ограничений, «отборочных» и «оценочных» комиссий (и слава богу!). Маловато  было времени для общения – и мы постараемся учесть это в будущем.

Допускаемый на нашем Празднике мультивременной формат также делу не помешал – в этот раз мы   ставили своей целью не воспроизведение «духа и буквы» какого-то определенного временно-пространственного отрезка, а предоставление возможности для серьезных исследователей средневековья обсудить накопившиеся вопросы и продемонстрировать результаты  работы, выяснить перспективы и направления дальнейшей деятельности. Что у нас – при всеобщем согласии – которое,  как известно по Ильфу и Петрову, есть непротивление сторон – и получилось.

 

 

 

 

Катерина Городецкая(клуб «Цитадель», Воронеж):

    -  Путь к настоящей – научной – реконструкции в действительности довольно долог. Это вопрос ни одного месяца и порой даже ни одного года. Особенно если за спиной осталось пребывание в массовом движении, в настоящий момент все дальше уходящем от истории и науки. Уход этот в действительности имеет индивидуальные последствия гораздо более плачевные, чем представляется на первый взгляд. «Спортивная реконструкция», представляющая из себя костюмированный «спорт»,  в конечном итоге себя исчерпывает для человека. И тогда внутри созревает идея, что Средние века – скучный, пустой период, ограниченный в своем масштабе и глубине. И это вот мнение, подкрепленное собственной значимостью, как человека, посвятившего «изучению» вопроса многое время, и изливается публике, принимающей его как данность.

И в этом ключе особенно радостно, что позиция противоположная, осознающая глубину, серьезность, важность и необъятность такого явления, как Средние века, к настоящему моменту не только смогла сохраниться, но с каждым годом приобретает все большую распространенность и основательность.

Этот Праздник стал 3-им совместным для «Цитадели» и «Хранителей», и большим поводом для личной гордости явился тот момент, что в этом году мы смогли проявиться как полноправные участники и помощники организаторов.

Ведь благодаря той работе, итогом которой и является традиционно Праздник Средневековой Культуры, наконец, удалось ощутить, для чего в действительности когда-то каждым из нас было принято  решение  войти в мир Средневековья. Именно такими – живыми, экспериментальными, реальными – и способны Средние века стяжать себе те интерес и внимание, которого они в действительности достойны.

 

Михаил Баркин (клуб «Цитадель», Воронеж):

"Праздник средневековой культуры" – название  для этого мероприятия  не случайное. На мой взгляд,  это действительно праздник. Праздник торжества науки над бесцельным и пустым времяпрепровождением. Это именно то место и то время, где люди,  искренне увлеченные историей Средних веков,  могут поделиться друг с другом своими мыслями и опытом. Здесь нет пустой театральщины и кривляния,  здесь люди стараются показать то самое, некогда забытое, а теперь вновь возродившееся искусство средневекового рыцарства. Боевое и военное искусство, оставленное нам мастерами тех далеких лет - это огромный пласт мировой культуры, который требует к себе самого пристального внимания и тщательного изучения. Мне особенно приятно, что это уже третий совместный праздник клубов "Хранители" и "Цитадели", где нам всегда радостно видеть друг друга и всегда находятся темы для новых бесед и исследований. Так же очень радует то,  что в этом году к нам присоединилось много новых, интересных людей. А это значит, что мы не одиноки в наших взглядах и научный подход к Средним Векам находит все больше откликов в сердцах людей. Моя искренняя благодарность нашим друзьям и коллегам за этот праздник.

 

Павлов Егор (клуб им. Димитрия Солунского, Москва):

Наш клуб впервые принял участие в "Празднике средневековой культуры" - мероприятии, подводящем черту под  проведенной ранее работой, позволяющем  эмпирически проверить теорию и обменяться опытом. Все же мы ощутили напряжение от сопутствующих трудностей и испытаний, охвативших всех участников, а в особенности организаторов - клуб "Хранители". Но,  как известно,  в испытаниях человек проверяется и закаляется, так и в данном случае  испытывалась необходимость его проведения. И, как мне кажется,  борьба была не напрасна, ибо плоды,  полученные от этих трудов, бесценны.

Особо хотелось отметить атмосферу,  царившую после сшибки и тарана строя, когда результаты эксперимента граничат с поистине научным открытием, и само присутствие при таком событии бодрит на новые исследования. В этом и есть научная реконструкция, которую нам с огромным удовольствием продемонстрировали наши друзья.

Спасибо за настоящую науку и помощь в познании Средневековья!

 

 

Юрий Богунов (клуб «Королевский двор», Москва):

Я впервые принял участие в этом мероприятии. Скажу сразу - мне многое понравилось и я считаю, что "Праздник" надо проводить и дальше. Хорошо, что "Хранители", так сказать, "вышли из тени" и я очень благодарен за тот опыт, что удается перенимать. Также надеюсь, что  вы не остановитесь на достигнутом результате и будете эволюционировать, особенно в организационном плане. Хорошо бы выделить отдельную техзону и хотелось бы более подробно расписанную программу фестиваля, а также лучшие средства связи для организаторов.             

            В общем, ждем следующего "Праздника"!

 

Денис Лазарев (Московский Джостинг-клуб) :

От лица Московского Джостинг Клуба благодарю всех участников за неповторимую атмосферу праздника. Очень жаль, что не успел пообщаться вдоволь с интереснейшими людьми. Нам явно не хватило времени. Обычно я против мультивекового формата, но прошедшее мероприятие стало одним из самых светлых пятен в моей жизни. Спасибо всем!

 

Сергей Журавлёв (Московский Джостинг-клуб) :

Праздник получился отличный. Очень насыщенная программа была, как в плане демонстрации боевых искусств, так и в плане обучения. Особенно впечатлила конная сшибка без барьера. Семинары по пешему бою вообще класс, главное,  можно сразу же попробовать на практике. Огромное спасибо Хранителям за гостеприимство и желание делиться ценным опытом. Лично я много чему полезному научился. За возможность поездить на разных видах историчных седел отдельное спасибо. Так же хочется отметить, что на фестивале была бесконфликтная атмосфера, что способствовало делу. Порадовал уровень реконструкции клубов Хранители и Цитадель. Цитадель - отдельный респект за всё. Хранители - отличный фест, зэр гут, так держать!

 

 

                                    Что осталось «за кадром»…

 

…Это можно не читать. Это скорее для руководителей клубов, собирающихся  проводить что-то подобное. И нам – для мемуаров.

Главная проблема:  основные участники не должны быть одновременно и организаторами! В Средние века рыцарь не сколачивал помосты и не вкапывал столбы, однако нищенский бюджет, увы, пока не позволяет нам иного. Мы постарались максимально удобно устроить наших гостей и зрителей, чтобы они приехали в уже подготовленный лагерь, и это, кажется, тоже нам удалось – однако в результате мы сами не показали и половины того, что могли, т.к. буквально все – от закупок продовольствия до изготовления амуниции для участников и строительства лагеря – было сделано руками членов  клуба «Хранители». Большую проблему также представляет отсутствие спонсоров, достойной финансовой поддержки и отсутствия возможности содержать хотя бы шесть  коней – учитывая то, что у «Хранителей» верхом ездят все без исключения, а вместе  с гостями потенциальных всадников было не менее 17 человек, многим пришлось отказаться от выступлений, чтобы  не угробить  наших Алмаза и Форта.  Добавьте сюда совершенно дикую цепь форс-мажоров – 20 апреля, за полторы недели до Праздника, добрые сограждане подожгли Праздничное Поле, погрузив нас в глубокую депрессию – нам с МЧС и лесниками едва  удалось отстоять лес, а само Поле было превращено в пепелище.  За месяц до Праздника возникла серьезная проблема с одним конем, за три дня – получил опасную травму другой. За четыре дня застряла в болоте машина, завозившая на Поле бревна (конец рабочего дня, пятница…), и пришлось сначала  откапывать ее, затем  бежать на трассу и ловить там (за свой счет, разумеется) экскаватор (ничего другого не попадалось), которому пришлось … приезжать дважды, т.к. только что вытащенная машина немедленно застряла во второй раз.  За день произошла авария  канализации в клубе (костюмы, доспехи и продукты едва не погибли), а до того, за неделю – проблемы с аккумуляторами для звукоустановки. И так далее по списку – я назвала далеко не все… Все это пришлось решать ценой неимоверных усилий, денег (в основном из  собственного  кармана) и за счет времени, которое должно было быть потрачено на тренировки. В общем, «как я выжил – будем знать только мы с тобой»…

Только самоотверженность и дисциплина всей команды «Хранителей» позволила все же преодолеть «негатив» и выйти на результат.

Воронеж и Москва (в сущности, до этого  практически не работавшие вместе), сделали также все от них зависящее, оказав нам неоценимую помощь и поддержку, и то, что получилось, можно считать нашей совместной победой.


 


                                            Белгород, 17 мая 2013 г.

     

Просмотров: 3076 | Добавил: Mef | Теги: рыцарь, боевой конь, праздник, средневековье, военное искусство, культура | Рейтинг: 5.0/1