Р.И.Максимов, И.Э.Максимова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ
РЕКОНСТРУКЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ
Научная реконструкция в нашем понимании - метод, позволяющий восстановить утраченный объект с максимальной степенью соответствия прототипу. Используется этот метод практически во всех науках: в истории, юриспруденции, палеонтологии, архитектуре.
В настоящей статье сосредоточимся на применении реконструкции как метода в исторической науке, и в частности - в музейном деле.
В Европе этот метод начал применяться уже около 200 лет назад (например, в музее в Баден-Бадене). У нас же единичные попытки заговорить о научной реконструкции, а также о необходимости ее использования в музейном деле впервые были отмечены не более 30-40 лет назад.
Общий интерес к этому методу, возникший в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., объяснялся стихийным интересом к истории -преимущественно средних веков - неформальных молодежных объединений, ставивших целью изучение и восстановление культуры этой эпохи. К сожалению, официальная наука не восприняла тогда всерьез начинания молодежи и в короткий срок большинство объединений при отсутствии поощрения и помощи со стороны государства, а также корректирующей роли науки, превратились, продолжая считать себя «реконструкторами», в развлекательно-до-суговые, фактически слившись с так называемыми «толкинистами» (участниками ролевых игр).
Сегодня именно научной реконструкцией объектов культуры занимаются у нас в стране единицы, чаще всего по-прежнему без контакта с наукой. Довольно легковесное отношение к предмету реконструкции и ударило в первую очередь по музеям, так как вызвало к жизни огромное количество так называемых «реконструкций», которые можно назвать стилизацией, имитацией - чем угодно, но с научной реконструкцией они ничего общего не имеют. К примеру, не так давно один из, казалось бы, маститых российских реконструкторов в интервью журналистам заявил, что «нет лучшей школы для реконструктора, чем изготовление бутафории для кино»!!! Комментарии в этом случае излишни.
Есть и другая крайность - попытки реконструировать чуть ли не воздух средневековья, объявляя все иное отступлением от правил реконструкции. Причина этого заключается в отсутствии четко разработанных методологических принципов, единой терминологии и критериев оценки реконструкции.
Не претендуя на истину в последней инстанции, наша организация - Общество научной реконструкции средневековой истории и культуры «Хранители» предлагает некоторые результаты своего 12-летнего опыта в области научной реконструкции объектов средневековой культуры и методологии, применяемой в нашей работе.
Определение метода. Реконструкция, как уже было сказано выше, -метод, позволяющий путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность (если речь идет о предмете) воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия историческим прототипам.
Виды реконструкции. Не следует смешивать понятия: «реконструкция» и «реставрация», так как реставрация - это восстановление изначального состояния имеющегося предмета (его «ремонт»!), а реконструкция - это воссоздание утраченного предмета (или предмета нематериальной культуры) на основе имеющихся данных.
«Особняком» в деле реконструкции стоит создание репликатов (или «реплик»), т.е. музейных копий, так как речь не идет о воссоздании утраченного предмета. Репликаты создаются обычно по двум причинам: вследствие плохой сохранности оригинала при угрозе его утраты и в случае невозможности использования оригинала в передвижных экспозициях.
Мы выделяем следующие виды реконструкции:
- репликаты (музейные копии);
- собственно реконструкция:
1)изобразительная (рисунок, видео, компьютерная);
2)материальная (или предметная - реконструкция предметов);
3)нематериальная - реконструкция объектов нематериальной культуры (ремесленные технологии, военное искусство, танцы, музыка и пение, искусство импровизации, спортивные и интеллектуальные игры, элементы сословного менталитета, «мертвые языки»);
4)теоретическая (описание предполагаемого хода событий).
Реконструкция, как и все в этом мире, имеет свои естественные пределы, которые чаще всего определяются количеством информации, которым располагает реконструктор.
Однако есть вещи, которые в силу своей природы никогда не будут воссозданы (например, реконструкция средневековых пыток или реконструкция событий).
Последнее, к сожалению, стало особенно привлекательным у нас в стране, хотя, казалось бы, простая логика должна была бы подсказать: реконструкция какого-либо события так же невозможна, как и реконструкция, например, рождения на свет (возможны лишь его инсценировка или имитация). Некорректными являются также игры в исторических личностей, вольная интерпретация обстоятельств их жизни или «иллюстрирование» «альтернативных версий» истории, столь популярных ныне. Могут считать, что такие мероприятия привлекают в музеи публику. Однако если бы они устраивались хотя бы в виде «праздников средневековой культуры» (в честь того же события), - было бы еще полбеды, но обычно они больше напоминают балаган, несущий немалый заряд отрицательного отношения к культуре средних веков. К тому же имитация событий, их инсценировка бесполезны в научном смысле и, стало быть, никакого отношения к научной реконструкции не имеют.
По нашему мнению, театрализация в музеях вырабатывает у людей несерьезное отношение к прошлому. В музейной работе оправдано лишь научно обоснованное моделирование обычаев, обрядов, образцов музыкальной культуры - например, самими сотрудниками музея, как это делается в музее «Палаты в Зарядье», что, безусловно, полезно с образовательной целью. Но в этом случае необходимо использовать как можно более реконструкционные предметы и строго следить за тем, чтобы этот процесс не перешел тонкую грань корректности, превратившись в театрализацию (термин, который, по нашему мнению, следует исключить из музейного обихода).
Некоторые основные правила реконструкции.
Первое правило: опыт подсказывает, что работа реконструктора должна основываться прежде всего на безусловном уважении к культуре страны, которая является предметом его «специализации».
Второе правило: необходимо доверие к средневековым источникам (в том, что они заслуживают доверия, мы уже убеждались неоднократно, а все проблемы возникают, как правило, от неумения расшифровывать средневековые изображения). Важно не «критическое переосмысление» или «авторское видение» средневекового источника, а беспристрастное его исследование, в противном случае - не избежать искажений, которые обязательно привнесет мышление современного человека.
Третье правило: максимальное ограничение использования современных технологий, так как их применение может привести к большим искажениям. Учитывая, что нами утрачен ряд технологий и навыков, которыми владели люди в средние века, этот недостаток иногда просто приходится восполнять современными технологическими средствами.
Если же необходимо восстановить лишь точный внешний вид предмета, прекрасные результаты дает, например, гальванокопия.
Четвертое правило: конечный итог работы реконструктора всегда должен быть результатом сопоставления нескольких источников.
Пятое правило: предмет непременно должен быть функционален, иначе шанс ошибиться возрастает во много раз. Мы не раз убеждались в том, что конечный внешний вид предмета предопределяется его функциями.
Шестое правило: узкая специализация (страна, сословие, век) и четкое соответствие временному, географическому и эстетическому принципам.
Богатейшая, тонкая и многогранная культура (особенно средневековая) требует особо точного и бережного подхода, в том числе многолетнего изучения менталитета средневекового человека. Только тогда можно найти те решения, те «подходы» к материалу, которые предложил бы именно он.
Нужно изучать и учитывать эстетические рамки «реконструируемой» страны, сословия, века, иначе получится то, что, к сожалению, мы наблюдаем в массовом порядке под видом «реконструкции»: это - «общеевропейский рыцарь» или «русский воин вообще» (от X до XV в.).
Реконструкция без глубокого и всестороннего изучения культуры средневековья, ограничение себя лишь воспроизведением предметов, по своим результатам часто напоминают эффект «пляжного трафарета»: поместив в соответствующее отверстие свое современное лицо и менталитет, на нем обозначенный, никак нельзя получить полноценный образ, но лишь дешевое карикатурное его подобие.
Эстетика вещи говорит о личности ее изготовителя, личности ее заказчика и пользователя. Процесс реконструкции вещи говорит об уровне культуры, присущей данной стране и эпохе, а знание этого уровня позволяет сделать правильные выводы о мотивах поступков и мировоззрении людей даже там, где для таких выводов недостаточно фактов.
Поэтому научная реконструкция имеет огромное значение также и для историков-теоретиков.
К сожалению, современный технократический подход весьма вредит реконструкции, многие реконструкторы порой с высокомерием относятся к реконструируемой эпохе и демонстрируют коренное непонимание ее эстетики, требований, предъявляемых к функциональности и бытовому удобству вещи.
Седьмое правило: отсутствие жесткой стандартизации.
Пользуясь в своей работе опытом различных ученых-историков, мы пришли к выводу, что популярное в наши дни создание систем, упорядочивающих средневековые предметы, например, по принципу подобия, не всегда себя оправдывает и несмотря на неоспоримое облегчение при работе с археологическим материалом, имеет серьезный недостаток. Дело в том, что средневековые мастера, часто работавшие в отрыве друг от друга и преследовавшие порой различные цели, допускали довольно большое разнообразие в изготовлении изделий одного и того же типа, что при практическом отсутствии каких-либо жестких стандартов производства ни в коей мере не являлось исключением, а было характерной колоритной особенностью средневековья. Существующая система не допускает этого явления, загоняя его в определенные, созданные современным исследователем рамки, свойственные нашему времени стандартизации. Она, с одной стороны, перегружает себя исключениями, с другой стороны, искусственно «подтягивая» под себя не полностью соответствующие существующей типологии образцы, подчас заставляет игнорировать очевидные факты. Так, например, копье, найденное на месте пожара, зафиксированного летописью в XIV в., датируется XII в. лишь потому, что оно типологически подобно образцам XII в.
В настоящее время в экспозициях многих российских музеев в освещении средневекового периода истории существует ощутимый пробел, что, как правило, вызвано объективными причинами: небольшим количеством находок, плохой их сохранностью.
Но несмотря на это, современный уровень развития исторической науки с ее новыми технологиями исследования, сопоставления и реконструкции прошлого по сохранившемуся небольшому числу фрагментов дает большие возможности для освещения этого обширного и интереснейшего периода истории, да и других эпох. Здесь и должна помочь научная реконструкция.
Метод научной реконструкции не стоит воспринимать лишь как способ для изготовления изделий, восстанавливающих образец в натуральную величину с соблюдением всех возможных исторических параметров и функций.
Понятие «научная реконструкция» подразумевает множество форм воспроизведения фрагментов культуры прошлого. Все изложенные принципы применяются в работе нашего общества, однако в его задачи входит не только воссоздание внешнего вида предмета, но и восстановление его функциональных возможностей, поэтому мы придерживаемся еще более строгих критериев для своих реконструкций (нержавеющие металлы, технологические приемы, не свойственные эпохе, синтетические ткани и т.п. нами категорически исключаются).
При решении экспериментальных задач уточняется и внешний вид предметов. Опыт с убедительностью доказывает, что выяснение правильного внешнего вида вещи невозможно без восстановления ее рабочих свойств.
Что же касается музея, то ему нужен прежде всего точный внешний вид предмета, соответствующий историческим прототипам, и его можно воссоздать без точного восстановления рабочих свойств предмета (что несколько снизит себестоимость реконструкции). Мы считаем оправданным (на основе наших функциональных реконструкций) создание музейных реконструкций, выполненных с применением современных технологических методов и материалов, где упор делается на соблюдении точного внешнего вида вещи (плотности ткани, глубины тона окраски, правильных пропорций и цветопередачи, степени полированности и т.д.).
Графическое изображение внешнего вида объекта по результатам научных исследований также является очень эффективной реконструкцией .
Для создания более емкого и в то же время полного наглядного образа «культурного среза» эпохи при составлении экспозиции полезно, наряду с археологическими подлинниками, использовать различные формы реконструкции этих предметов (что будет, кстати, менее дорогостоящим, чем воссоздание полных комплектов в натуральную величину).
При необходимости наглядно продемонстрировать посетителям музея внешний, вид воина средневековой Руси (например, X-XI вв.) можно создать качественный рисунок, где, согласно последним научным данным, будет изображен (графически или в цвете) сам воин в полном вооружении на требуемый период (например, в боевой позиции) рядом с витриной, где будут представлены предметные реконструкции шлема, пояса и меча (или сабли) изображенного воина, например, вместе с подлинными наконечниками стрел, найденными на территории области и датирующимися тем же временем.
Можно использовать и «звуковой ряд» средних веков, воссозданный реконструкторами музыки (в виде аудиозаписи), видеозапись демонстрации способов действий в подобном вооружении и лекции о политической, экономической и культурной жизни того времени с показом карт, схем и зарисовок.
Вообще же для цельного восприятия культуры прошлого как поступательного, подверженного изменениям в зависимости от совокупности влияющих факторов процесса, в котором присутствовали и прогресс, и регресс, более всего подходит построение экспозиции по временному принципу, - начиная с самых ранних эпох и заканчивая самыми поздними. Если позволяет площадь, то лучше избегать «смешения времен», отводя определенному периоду (например, истории монгольского завоевания) отдельную нишу или витрину и концентрируя в ней экспонаты, отражающие, по возможности, наиболее полно разнообразные грани культуры и быта того времени.
Как подсказывает опыт проведения выставок на базах различных музеев, особенным интересом у большинства посетителей пользуются такие, казалось бы, неброские вещи, как копоушка, игольница, гребень (из набора типичных предметов средневековой поясной сумки), походный котел. То есть большее внимание желательно уделять наличию в экспозиции именно типичных предметов культуры и быта, характерных для определенных периодов истории, представителей различных сословий, известных исторических личностей, избегая «перекоса» в пользу монументальных или экзотических экспонатов.
Весьма помогает «погружению» посетителя в мир прошлого наличие в экспозиции карт или макетов, показывающих изменение рельефа местности - русел рек, лесного покрова и расположения населенных пунктов, что по сути своей тоже является реконструкцией.
Реконструкция, конечно, имеет «процентность» соответствия прототипу. И очень важно, чтобы этот процент был как можно выше. Конечно, совершенно необязательно, чтобы модель меча, изготовленная для экспозиции, имела употреблявшиеся в средние века закалку и технические параметры стали, но иметь точный вес и научно обоснованный внешний вид она обязана, так как иначе посетитель получит неверное представление как о самом предмете, так и о его использовании, а значит, о культуре данного периода в целом (способах ведения боя, уровне мастерства кузнецов, необходимых физических «параметрах» и возможностях воина и т.д.).
Кроме того, ввиду, с одной стороны, неразработанности схемы применения реконструкции в музейном деле, отсутствия стройной, научно обоснованной методологии и критериев качества реконструкции, а с другой стороны, явной потребности в ее использовании, экспозиции музеев стали заполняться непрофессиональными работами, не имеющими подчас ничего общего с реально существующими предметами.
Поэтому необходимо было бы, наряду с разработкой критериев реконструкции, выработкой четких схем взаимодействия музеев и реконструкторов (например, при ГИМ), создать межведомственную экспертную группу из признанных специалистов в области археологии, оружиеведения, культурологии и теоретической исторической науки для квалифицированной оценки качества реконструкций, предлагаемых к размещению в музейных экспозициях.
С целью большей объективности работы этой комиссии мы предложили бы не вводить в ее состав самих реконструкторов.
В случае решения этих задач научная реконструкция сможет существенно расширить экспозиции музеев, страдающих недостатком предметной базы. Реконструкционные доспехи и костюмы, предметы быта и музыкальные инструменты, в отличие от подлинных, не так хрупки. Поэтому имеется возможность дать посетителю почувствовать их вес и другие параметры, взяв их в руки, что невозможно в отношении подлинников. В то же время такой метод работы с посетителями, несомненно, привлечет к музейной экспозиции повышенный интерес, в первую очередь молодежи, что послужит важным фактором ее патриотического воспитания, а также прививания населению исторической грамотности.
Возможно также проведение на базе музеев дней старинной культуры с приготовлением блюд по старинным рецептам, выставки-продажи изделий мастеров народных ремесел, тематических встреч, лекций (в частности - реконструкторов, занимающихся восстановлением нематериального наследия).
Все это помогло бы прежде всего самим музеям, выживанию их в современных условиях и, возможно, поставило бы хотя бы небольшой заслон на пути исторический безграмотности, националистических настроений, откровенных фальсификаций и как следствие - падения интереса к реальной истории Родины и мировой культуры.
|