Суббота, 20.04.2024, 03:12
web counter
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев

Р.И.Максимов, И.Э.Максимова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ

РЕКОНСТРУКЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ

   Научная реконструкция в нашем понимании - метод, позволяю­щий восстановить утраченный объект с максимальной степенью соответствия прототипу. Используется этот метод практически во всех науках: в истории, юриспруденции, палеонтологии, архитек­туре.
   В настоящей статье сосредоточимся на применении реконст­рукции как метода в исторической науке, и в частности - в музей­ном деле.

   В Европе этот метод начал применяться уже около 200 лет назад (например, в музее в Баден-Бадене). У нас же единичные попытки заговорить о научной реконструкции, а также о необходимости ее использования в музейном деле впервые были отмечены не более 30-40 лет назад.

   Общий интерес к этому методу, возникший в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., объяснялся стихийным интересом к истории -преимущественно средних веков - неформальных молодежных объединений, ставивших целью изучение и восстановление культу­ры этой эпохи. К сожалению, официальная наука не восприняла тогда всерьез начинания молодежи и в короткий срок большинство объединений при отсутствии поощрения и помощи со стороны го­сударства, а также корректирующей роли науки, превратились, продолжая считать себя «реконструкторами», в развлекательно-до-суговые, фактически слившись с так называемыми «толкинистами» (участниками ролевых игр).
   Сегодня именно научной реконструкцией объектов культуры за­нимаются у нас в стране единицы, чаще всего по-прежнему без кон­такта с наукой. Довольно легковесное отношение к предмету рекон­струкции и ударило в первую очередь по музеям, так как вызвало к жизни огромное количество так называемых «реконструкций», ко­торые можно назвать стилизацией, имитацией - чем угодно, но с научной реконструкцией они ничего общего не имеют. К примеру, не так давно один из, казалось бы, маститых российских реконст­рукторов в интервью журналистам заявил, что «нет лучшей школы для реконструктора, чем изготовление бутафории для кино»!!! Ком­ментарии в этом случае излишни.
   Есть и другая крайность - попытки реконструировать чуть ли не воздух средневековья, объявляя все иное отступлением от правил реконструкции. Причина этого заключается в отсутствии четко разработанных методологических принципов, единой терминоло­гии и критериев оценки реконструкции.
   Не претендуя на истину в последней инстанции, наша органи­зация - Общество научной реконструкции средневековой исто­рии и культуры «Хранители» предлагает некоторые результаты своего 12-летнего опыта в области научной реконструкции объек­тов средневековой культуры и методологии, применяемой в на­шей работе.
   Определение метода. Реконструкция, как уже было сказано выше, -метод, позволяющий путем сопоставления данных археологии, изо­бразительных, письменных источников, научных трудов и экспери­ментальной проверки на функциональность (если речь идет о пред­мете) воссоздать утраченный объект с максимальной степенью со­ответствия историческим прототипам.
   Виды реконструкции. Не следует смешивать понятия: «реконст­рукция» и «реставрация», так как реставрация - это восстановле­ние изначального состояния имеющегося предмета (его «ре­монт»!), а реконструкция - это воссоздание утраченного предмета (или предмета нематериальной культуры) на основе имеющихся данных.
«Особняком» в деле реконструкции стоит создание репликатов (или «реплик»), т.е. музейных копий, так как речь не идет о воссоз­дании утраченного предмета. Репликаты создаются обычно по двум причинам: вследствие плохой сохранности оригинала при угрозе его утраты и в случае невозможности использования оригинала в передвижных экспозициях.
 
   Мы выделяем следующие виды реконструкции:

   - репликаты (музейные копии);
   - собственно реконструкция:
   1)изобразительная (рисунок, видео, компьютерная);
   2)материальная (или предметная - реконструкция предметов);
  3)нематериальная - реконструкция объектов нематериальной культуры (ремесленные технологии, военное искусство, танцы, музыка и пение, искусство импровизации, спортивные и интел­лектуальные игры, элементы сословного менталитета, «мертвые языки»);
   4)теоретическая (описание предполагаемого хода событий).
 
   Реконструкция, как и все в этом мире, имеет свои естественные пределы, которые чаще всего определяются количеством информа­ции, которым располагает реконструктор.
   Однако есть вещи, которые в силу своей природы никогда не бу­дут воссозданы (например, реконструкция средневековых пыток или реконструкция событий).
Последнее, к сожалению, стало особенно привлекательным у нас в стране, хотя, казалось бы, простая логика должна была бы подсказать: реконструкция какого-либо события так же невозмож­на, как и реконструкция, например, рождения на свет (возможны лишь его инсценировка или имитация). Некорректными являют­ся также игры в исторических личностей, вольная интерпретация обстоятельств их жизни или «иллюстрирование» «альтернатив­ных версий» истории, столь популярных ныне. Могут считать, что такие мероприятия привлекают в музеи публику. Однако если бы они устраивались хотя бы в виде «праздников средневековой культуры» (в честь того же события), - было бы еще полбеды, но обычно они больше напоминают балаган, несущий немалый заряд отрицательного отношения к культуре средних веков. К тому же имитация событий, их инсценировка бесполезны в научном смыс­ле и, стало быть, никакого отношения к научной реконструкции не имеют.
   По нашему мнению, театрализация в музеях вырабатывает у лю­дей несерьезное отношение к прошлому. В музейной работе оправ­дано лишь научно обоснованное моделирование обычаев, обря­дов, образцов музыкальной культуры - например, самими сотруд­никами музея, как это делается в музее «Палаты в Зарядье», что, бе­зусловно, полезно с образовательной целью. Но в этом случае не­обходимо использовать как можно более реконструкционные предметы и строго следить за тем, чтобы этот процесс не перешел тонкую грань корректности, превратившись в театрализацию (тер­мин, который, по нашему мнению, следует исключить из музейно­го обихода).

   Некоторые основные правила реконструкции.

   Первое правило: опыт подсказывает, что работа реконструктора должна основываться прежде всего на безусловном уважении к культуре страны, которая является предметом его «специализа­ции».

   Второе правило: необходимо доверие к средневековым источ­никам (в том, что они заслуживают доверия, мы уже убеждались не­однократно, а все проблемы возникают, как правило, от неумения расшифровывать средневековые изображения). Важно не «крити­ческое переосмысление» или «авторское видение» средневекового источника, а беспристрастное его исследование, в противном слу­чае - не избежать искажений, которые обязательно привнесет мы­шление современного человека.

   Третье правило: максимальное ограничение использования со­временных технологий, так как их применение может привести к большим искажениям. Учитывая, что нами утрачен ряд технологий и навыков, которыми владели люди в средние века, этот недостаток иногда просто приходится восполнять современными технологиче­скими средствами.
   Если же необходимо восстановить лишь точный внешний вид предмета, прекрасные результаты дает, например, гальванокопия.

   Четвертое правило: конечный итог работы реконструктора всегда должен быть результатом сопоставления нескольких источ­ников.

   Пятое правило: предмет непременно должен быть функциона­лен, иначе шанс ошибиться возрастает во много раз. Мы не раз убеждались в том, что конечный внешний вид предмета предопре­деляется его функциями.

   Шестое правило: узкая специализация (страна, сословие, век) и четкое соответствие временному, географическому и эстетическо­му принципам.
Богатейшая, тонкая и многогранная культура (особенно средне­вековая) требует особо точного и бережного подхода, в том числе многолетнего изучения менталитета средневекового человека. Только тогда можно найти те решения, те «подходы» к материалу, которые предложил бы именно он.
   Нужно изучать и учитывать эстетические рамки «реконструиру­емой» страны, сословия, века, иначе получится то, что, к сожале­нию, мы наблюдаем в массовом порядке под видом «реконструк­ции»: это - «общеевропейский рыцарь» или «русский воин вообще» (от X до XV в.).
   Реконструкция без глубокого и всестороннего изучения культу­ры средневековья, ограничение себя лишь воспроизведением предметов, по своим результатам часто напоминают эффект «пляжного трафарета»: поместив в соответствующее отверстие свое современное лицо и менталитет, на нем обозначенный, никак нельзя получить полноценный образ, но лишь дешевое карикатур­ное его подобие.
   Эстетика вещи говорит о личности ее изготовителя, личности ее заказчика и пользователя. Процесс реконструкции вещи говорит об уровне культуры, присущей данной стране и эпохе, а знание это­го уровня позволяет сделать правильные выводы о мотивах поступ­ков и мировоззрении людей даже там, где для таких выводов недо­статочно фактов.
   Поэтому научная реконструкция имеет огромное значение так­же и для историков-теоретиков.
   К сожалению, современный технократический подход весьма вредит реконструкции, многие реконструкторы порой с высокоме­рием относятся к реконструируемой эпохе и демонстрируют корен­ное непонимание ее эстетики, требований, предъявляемых к функ­циональности и бытовому удобству вещи.

   Седьмое правило: отсутствие жесткой стандартизации.
   Пользуясь в своей работе опытом различных ученых-историков, мы пришли к выводу, что популярное в наши дни создание систем, упорядочивающих средневековые предметы, например, по прин­ципу подобия, не всегда себя оправдывает и несмотря на неоспори­мое облегчение при работе с археологическим материалом, имеет серьезный недостаток. Дело в том, что средневековые мастера, ча­сто работавшие в отрыве друг от друга и преследовавшие порой различные цели, допускали довольно большое разнообразие в изго­товлении изделий одного и того же типа, что при практическом от­сутствии каких-либо жестких стандартов производства ни в коей мере не являлось исключением, а было характерной колоритной особенностью средневековья. Существующая система не допускает этого явления, загоняя его в определенные, созданные современ­ным исследователем рамки, свойственные нашему времени стан­дартизации. Она, с одной стороны, перегружает себя исключения­ми, с другой стороны, искусственно «подтягивая» под себя не пол­ностью соответствующие существующей типологии образцы, под­час заставляет игнорировать очевидные факты. Так, например, ко­пье, найденное на месте пожара, зафиксированного летописью в XIV в., датируется XII в. лишь потому, что оно типологически по­добно образцам XII в.
   В настоящее время в экспозициях многих российских музеев в освещении средневекового периода истории существует ощутимый пробел, что, как правило, вызвано объективными причинами: не­большим количеством находок, плохой их сохранностью.
   Но несмотря на это, современный уровень развития историчес­кой науки с ее новыми технологиями исследования, сопоставления и реконструкции прошлого по сохранившемуся небольшому числу фрагментов дает большие возможности для освещения этого об­ширного и интереснейшего периода истории, да и других эпох. Здесь и должна помочь научная реконструкция.
   Метод научной реконструкции не стоит воспринимать лишь как способ для изготовления изделий, восстанавливающих образец в натуральную величину с соблюдением всех возможных историчес­ких параметров и функций.
   Понятие «научная реконструкция» подразумевает множество форм воспроизведения фрагментов культуры прошлого. Все изложенные принципы применяются в работе нашего общества, однако в его задачи входит не только воссоздание внешнего вида предмета, но и восстановление его функциональных возможностей, поэтому мы придерживаемся еще более строгих критериев для своих рекон­струкций (нержавеющие металлы, технологические приемы, не свойственные эпохе, синтетические ткани и т.п. нами категоричес­ки исключаются).
   При решении экспериментальных задач уточняется и внешний вид предметов. Опыт с убедительностью доказывает, что выясне­ние правильного внешнего вида вещи невозможно без восстановле­ния ее рабочих свойств.
   Что же касается музея, то ему нужен прежде всего точный внеш­ний вид предмета, соответствующий историческим прототипам, и его можно воссоздать без точного восстановления рабочих свойств предмета (что несколько снизит себестоимость реконструкции). Мы считаем оправданным (на основе наших функциональных ре­конструкций) создание музейных реконструкций, выполненных с применением современных технологических методов и материа­лов, где упор делается на соблюдении точного внешнего вида вещи (плотности ткани, глубины тона окраски, правильных пропорций и цветопередачи, степени полированности и т.д.).
   Графическое изображение внешнего вида объекта по результа­там научных исследований также является очень эффективной ре­конструкцией .
   Для создания более емкого и в то же время полного наглядного образа «культурного среза» эпохи при составлении экспозиции по­лезно, наряду с археологическими подлинниками, использовать различные формы реконструкции этих предметов (что будет, кста­ти, менее дорогостоящим, чем воссоздание полных комплектов в натуральную величину).
   При необходимости наглядно продемонстрировать посетите­лям музея внешний, вид воина средневековой Руси (например, X-XI вв.) можно создать качественный рисунок, где, согласно по­следним научным данным, будет изображен (графически или в цве­те) сам воин в полном вооружении на требуемый период (напри­мер, в боевой позиции) рядом с витриной, где будут представлены предметные реконструкции шлема, пояса и меча (или сабли) изоб­раженного воина, например, вместе с подлинными наконечника­ми стрел, найденными на территории области и датирующимися тем же временем.
   Можно использовать и «звуковой ряд» средних веков, воссоз­данный реконструкторами музыки (в виде аудиозаписи), видеоза­пись демонстрации способов действий в подобном вооружении и лекции о политической, экономической и культурной жизни того времени с показом карт, схем и зарисовок.
   Вообще же для цельного восприятия культуры прошлого как по­ступательного, подверженного изменениям в зависимости от сово­купности влияющих факторов процесса, в котором присутствовали и прогресс, и регресс, более всего подходит построение экспози­ции по временному принципу, - начиная с самых ранних эпох и за­канчивая самыми поздними. Если позволяет площадь, то лучше из­бегать «смешения времен», отводя определенному периоду (напри­мер, истории монгольского завоевания) отдельную нишу или вит­рину и концентрируя в ней экспонаты, отражающие, по возможно­сти, наиболее полно разнообразные грани культуры и быта того времени.
Как подсказывает опыт проведения выставок на базах различ­ных музеев, особенным интересом у большинства посетителей пользуются такие, казалось бы, неброские вещи, как копоушка, игольница, гребень (из набора типичных предметов средневековой поясной сумки), походный котел. То есть большее внимание жела­тельно уделять наличию в экспозиции именно типичных предме­тов культуры и быта, характерных для определенных периодов ис­тории, представителей различных сословий, известных историчес­ких личностей, избегая «перекоса» в пользу монументальных или экзотических экспонатов.
   Весьма помогает «погружению» посетителя в мир прошлого на­личие в экспозиции карт или макетов, показывающих изменение рельефа местности - русел рек, лесного покрова и расположения населенных пунктов, что по сути своей тоже является реконструк­цией.
   Реконструкция, конечно, имеет «процентность» соответствия прототипу. И очень важно, чтобы этот процент был как можно выше. Конечно, совершенно необязательно, чтобы модель меча, изготовленная для экспозиции, имела употреблявшиеся в сред­ние века закалку и технические параметры стали, но иметь точ­ный вес и научно обоснованный внешний вид она обязана, так как иначе посетитель получит неверное представление как о са­мом предмете, так и о его использовании, а значит, о культуре данного периода в целом (способах ведения боя, уровне мастер­ства кузнецов, необходимых физических «параметрах» и возмож­ностях воина и т.д.).
Кроме того, ввиду, с одной стороны, неразработанности схемы применения реконструкции в музейном деле, отсутствия стройной, научно обоснованной методологии и критериев качества реконст­рукции, а с другой стороны, явной потребности в ее использовании, экспозиции музеев стали заполняться непрофессиональными работами, не имеющими подчас ничего общего с реально существу­ющими предметами.
   Поэтому необходимо было бы, наряду с разработкой критериев реконструкции, выработкой четких схем взаимодействия музеев и реконструкторов (например, при ГИМ), создать межведомствен­ную экспертную группу из признанных специалистов в области ар­хеологии, оружиеведения, культурологии и теоретической истори­ческой науки для квалифицированной оценки качества реконструк­ций, предлагаемых к размещению в музейных экспозициях.
   С целью большей объективности работы этой комиссии мы предложили бы не вводить в ее состав самих реконструкторов.
   В случае решения этих задач научная реконструкция сможет су­щественно расширить экспозиции музеев, страдающих недостат­ком предметной базы. Реконструкционные доспехи и костюмы, предметы быта и музыкальные инструменты, в отличие от подлин­ных, не так хрупки. Поэтому имеется возможность дать посетителю почувствовать их вес и другие параметры, взяв их в руки, что невоз­можно в отношении подлинников. В то же время такой метод рабо­ты с посетителями, несомненно, привлечет к музейной экспозиции повышенный интерес, в первую очередь молодежи, что послужит важным фактором ее патриотического воспитания, а также приви­вания населению исторической грамотности.
   Возможно также проведение на базе музеев дней старинной культуры с приготовлением блюд по старинным рецептам, выстав­ки-продажи изделий мастеров народных ремесел, тематических встреч, лекций (в частности - реконструкторов, занимающихся восстановлением нематериального наследия).
   Все это помогло бы прежде всего самим музеям, выживанию их в современных условиях и, возможно, поставило бы хотя бы не­большой заслон на пути исторический безграмотности, национали­стических настроений, откровенных фальсификаций и как следст­вие - падения интереса к реальной истории Родины и мировой культуры.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: [Mef] (15.12.2011)
Просмотров: 3485 | Рейтинг: 4.0/4