Достаточно большое количество средневековых щитов сохранилось до наших дней, поэтому мы можем изучать их, чтобы понять, каким образом они могли отражать удары, наносимые по ним на полях сражений и в единоборствах. По щитам XIII, XIV и XV веков можно сказать, как именно их делали. Изготовление любого щита подчинялось одним и тем же принципам: их делали (по сути) из клееной фанеры. Лучшие щиты изготовляли из склеенных между собой тонких деревянных пластин, причем волокна каждой следующей пластины располагались под прямым углом к направлению волокон предыдущей пластины. Использовали древесину с плотным расположением волокон — березу или липу. Недаром древние скандинавы и саксы поэтично и иносказательно называли щиты «the warlinden» (корень linden в германских языках означает «липа»; слово можно перевести как «липа войны» или «корень войны»). Деревянную основу снаружи обтягивали кожей или пергаментом, а сверху накладывали слой грунта для нанесения рисунка. На наружной стороне щита изображали красками герб или девиз владельца, иногда этот рисунок выполняли в виде выпуклого рельефа. Внутреннюю поверхность щита обтягивали тканью, иногда крашеным льном, а в некоторых случаях (как, например, щит Генриха V) ткань украшали художественной вышивкой. В середине внутренней поверхности находилась маленькая прямоугольная подушка, помещенная в простеганный чехол и набитая паклей, конским волосом, а иногда просто сеном. Подушка служила амортизатором, поглощающим энергию ударов и предохраняющим руку от травм. Энармы средневековых щитов состояли из трех ремней. Их крепление и взаимное расположение могли значительно варьировать
Несколько подлинных средневековых щитов, по счастливой случайности, сохранились до нашего времени, что позволяет нам ближе ознакомиться с техникой их изготовления. Самым древним из таковых является щит, найденный в погребальном склепе Зеедорфского монастыря в кантоне Ури в Швейцарии. Он представляет переходную форму от норманнского щита к треугольному и должен быть отнесен ко второй половине XII века. Щит этот сделан из елового дерева и покрыт с наружной стороны пергаментом, а с внутренней — кожей. Мы видим на нем изображение серебряного льва, несколько выпуклое, в поле, выкрашенном голубой меловой краской,
Весьма замечательны также оригиналы треугольных щитов XIII века, сохраняющиеся в древней церкви Св. Елизаветы в Марбурге. Один из них принадлежал ландграфу Конраду Тюрингенскому. Он сделан из липового дерева и обтянут с обеих сторон пергаментной кожей, которая покрыта голубой меловой краской. На этом фоне укреплена на гвоздях вырезанная из двойной толстой кожи фигура льва, который был раскрашен полосами красного и белого цвета. Глаз его был сделан из драгоценного камня, вставленного в щит, а зубы также представлены были пластически из кусочков дерева. Корона, по всей вероятности, была из золоченой жести. Между задними лапами льва мы видим герб небольшого размера, очевидно позднейшего происхождения, на котором изображен черный крест тевтонского ордена в белом поле. Другой щит, находящийся также в Марбурге и принадлежавший ландграфу Генриху Гессенскому, несколько меньшего размера (78 см высоты и 60 см ширины). Он также обтянут пергаментом, который сохраняет следы позолоты. Фигуры льва, окружающие его мелкие изображения фантастических животных и другие украшения этого щита представляют интересный образец так называемой холщовой пластики, которая дополнялась яркой окраской фигур в различные цвета и вставленными в корону льва, из кожи, цветными камнями. Третий марбургский щит относится ко 2-й половине XV века и представляет образец боевого тарча этой эпохи, техника его изго¬товления аналогична предыдущим.
Стоит заметить, что техника изготовления античных щитов идентична вышеописанному. Видимо технология возродилась после некоторого перерыва в период «темных веков».
1,2 — вид щита из Фаюмского оазиса в Египте — спереди и в три четверти сзади. Каирский музей. Этот щит, в 1,28 м высотой и 63,5 см шириной, изготовлен из трех слоев березовых пластинок, обтянутых войлоком. Реконструкция щита, изготовленная Питером Коннолли, весила около 10 кг. Это совпадает с весом реконструированного щита из Донкастера.
3 — реконструкция части щита, на которой
видно его устройство и то, как подворачивался
вдвое и прошивался войлок у кромки.
4 — разрез умбона.
— реконструкция скутума I в. н.э., сделанная на основе щита из Дура Европос. У более ранних щитов край был обит металлом , в то время как у образца из Дура Европос край был обшит сыромятной кожей.
В 1997 году клубом «Хранители» были реконструированы два щита середины 14 века, выполненные по средневековым технологиям, в т.числе, с выпуклыми гербовыми эмблемами в технике кожаной пластики. За 13 лет активного использования щиты показали себя с наилучшей стороны, и до сих пор прекрасно функционируют, несмотря на использование против них острого оружия.
В статье использованы материалы работ: Эварт Окшотт «Рыцарь и его доспехи», Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Питер Коннолли «Греция и Рим: энциклопедия военной истории |