Памяти Ларисы Бежиной – незаменимого друга и помощника.
Рассматривая вопрос о том, как подготовить военного коня по средневековым методикам, следует сначала обратить внимание на выбор исходного материала. Конь должен быть крепкого здоровья, неприхотливый к пище, желательно полукровный, в отличие от турнирных коней. Старинные книги говорят, что предназначенная для войны лошадь должна быть среднего телосложения и ростом около 146 – 150 см, лошадь ростом 170 см и выше в холке для войны не подходит. Голова лошади должна быть небольшого размера ,сухой и короткой, низкая округлая и мясистая холка очень подвержена долго не заживающим ранениям, слишком широкая грудь ,выдающийся вперед плечевой сустав и широкий постав передних ног говорит о том, что лошадь «лежит на плечах» и «тянет передом» - признаки тележной лошади, склонной к спотыканиям; живот лошади не должен опускаться ниже ее ребер.
На войне условия содержания жесткие, часто под дождем, не всегда в укрытии, случаются зимние походы до недели в пути, в средневековых текстах постоянно встречаются упоминания о периодическом перемещении лошадей по морю, о войнах в Палестине и Испании, где жара бывает под 40 градусов. Питание бывает разным, с ним на войне случаются частые перебои, конь должен быть готов к неравномерному, непостоянному, не всегда качественному питанию. Скученность коней на войне создает опасность заразных заболеваний, соответственно, здоровье должно быть достаточно крепким, кроме того, стоимость коня должна быть не слишком большой, так как они довольно часто гибли ( "…Из христиан никто не был смертельно ранен, лишь 10 боевых коней их пали..." Петер из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Пер. В. И. Матузовой М 1997г. стр. 77).
Чтобы подготовить такого коня, нужно взять достаточно молодого полукровного жеребца, в крайнем случае, мерина, возрастом около двух с половиной – трех лет, по возможности не запуганного, с открытым горячим нравом, более предпочтительны лошади с немного тугим ртом и не слишком легко возбудимые. Подготовка займет около двух лет и при правильном подходе к делу у вас к 5-6 годам будет отличный боевой конь.
Первый тест на пригодность - это желание по первому сигналу скакать галопом (но не нести!) с тяжелым человеком не менее 100 кг в седле (желательно с места), а также достаточно беспроблемная остановка, если коня надо подгонять, он для войны не подойдет. Еще два важных теста - это реакция на взмах рукой или палкой (как можно более спокойная) и проскок мимо человека, как можно ближе. Если конь шарахается от взмаха и не идет на человека - он не подходит. Если эти тесты пройдены, значит, конь берется в обучение.
Первое правило перед обучением - это подготовить коня физически и психологически (то есть конь должен вам доверять), второе - он должен быть физически готов исполнить требуемое. Соответственно, кроме выработки доверия вам сразу необходимо заняться укреплением мышц, связок, развитием гибкости и мягкости. Чем лучше вам это удастся, тем больше и лучше будут результаты в дальнейшем. Исходя из вышесказанного, первыми упражнениями должны быть: восьмерки и « змейки «на шагу, хорошо , если вокруг деревьев или других препятствий. Нежелание двигаться активным шагом – одно из серьезнейших сопротивлений лошади, недопущение этого – первейшая задача всадника. Рысь на корде , начиная с 5 минут и доводя до 15 - 20, очень хорошо укрепляют связочный
аппарат. Сходы и подъемы по наклонной плоскости также полезны для укрепления
ног лошади, поначалу не слишком затяжные, со временем все более долгие, спускаться можно только шагом, а подниматься можно либо шагом, либо легкой рысью, ни в коем случае не галопом. Выносливость хорошо вырабатывается чередованием шага и галопа. Скачка рысью и галопом по глубокому песку или снегу тоже довольно полезна, но надо следить за состоянием лошади ,так как это большая нагрузка на сердце. Практически все упражнения необходимо сначала проделывать на шагу, потом на рыси и только в конце на галопе. Очень важно постоянно следить за состоянием копыт, иначе это может помешать тренировкам. Надо учить коня сгибаться (мордой дотягиваться до крупа в обе стороны, например, тянуться за лакомством).
Тренировки могут быть ежедневными, но первый год они не должны длиться дольше 45 минут. Они должны быть не реже чем раз в два дня. Как только повороты на шагу станут привычным занятием, можно переходить к поворотам по тому же маршруту на рыси, а после месяца занятий на рыси, можно перейти и к галопу. Повороты не должны быть слишком резкими или слишком частыми, лучше ,чтобы радиус изначально был не менее 10 метров , уменьшение диаметра поворота - это усложнение упражнений, также очень важно приучать коня стоять, то есть в какой-то момент тренировки, желательно в разные, необходимо просить коня замереть и стоять, не опуская головы. спокойно, не переминаясь (по возможности) на ногах. Начинать можно хотя бы с 10 – 20 секунд, а доводить надо
минимум до 5-10 минут.
С одной стороны , довольно важно, чтобы занятия были регулярными, с другой стороны - чтобы конь не привык к монотонности (мы делаем то-то и то-то в определенное время), поэтому занятия надо проводить, намеренно сбивая привычный ритм, особенно важно периодически заниматься после 18:00, так как обычно большинство лошадей в это время готовится спать. Одно из важнейших качеств, которое надо выработать у коня, это готовность преодолевать непривычные новые трудности, так как сколько бы вы не готовились, на войне или в походе все равно возникают новые проблемы и важно, чтобы конь в этом случае помогал вам их решать, а не препятствовал.
Меняя привычный ритм занятий, и предлагая коню нестандартные новые задания (перейти по доске ручеек, пройти под низко висящей веткой, почти касающейся седла, проехать сквозь дым от большого костра и т.д.), вы переключаете внимание коня с ритма и распорядка дня на вас, приучаете его к сотрудничеству. Так же необходимо уже на первых месяцах подготовки приучать коня к внешнему виду, запаху оружия, знамен, грохоту, лязгу доспехов, крикам, взмахам, выстрелам, огню, дыму и т.д.Многие из этих вещей вызовут негативную реакцию, однако наказывать за это нельзя - чтобы не усугубить положение. Надо спокойно объяснять - "ничего страшного", "не бойся ,я с тобой", а за смелость - поощрять лакомством. Необходимо приучать коня к тому, что хозяин может дотронуться до него где угодно, "от носа до хвоста", смотреть зубы, брать за язык, уши, и т.д.,так как это все не только вырабатывает доверие между вами ,но и позволит своевременно и без проблем лечить в случае необходимости вашего коня. Также важным моментом, как для коня, так и для всадника, является умение и привычка наездника часто слезать и залезать в седло или брать что-то с коня, не сходя с седла, чтобы это не являлось для вас проблемой.
Первым и главным упражнением, которое должен делать рыцарский конь - это бросаться с места в карьер (старые мастера писали - без единого такта рыси), останавливаться ,проскакав около 100 метров, делать как можно более компактный разворот и снова повторять вышеописанное. Выработке этого стоит уделить достаточное количество времени, особое внимание при этом стоит обратить на отказ от рыси, переход в галоп должен осуществляться с шага или с места, галоп должен быть не вялым и экономичным, а резким и агрессивным, но контролируемым (т.е. на этом агрессивном галопе вы должны мочь в любое время отклониться от цели, изменить направление движения или даже остановиться). Остановка в конце движения должна быть быстрой, но при этом по возможности плавной, резкие остановки вредны организму лошади и неудобны для всадника, идеальным является небольшой вольт на сдержанном (?) галопе или пируэт (проворот на дыбах). Боевой вольт исполняется по кругу в один след. Для исполнения компактного и быстрого разворота требуется уравновесить лошадь на задних ногах, т.е. сдвинуть центр тяжести как можно ближе к задним конечностям и разворот будет осуществляться вокруг этой точки.
Для правильного управления лошадью, подготовленной по средневековым методикам, необходимо научиться пользоваться шпорами и научить лошадь работать с ними, а также осуществлять управление только левой рукой (для правши). Необходимо вырабатывать у коня привычку слушаться легких нажимов повода ,уклонов корпуса или нажимов на стремена. Вольты и повороты необходимо делать вначале по довольно большому радиусу, так как это сильно нагружает связки и сухожилия ног лошади, уменьшать диаметр необходимо по мере успехов коня. Кроме вышеописанного, средневековая военная лошадь должна уметь ходить назад (осаживание), двигаться в бок (принимание), прыгать хотя бы 1 метр высоты, в том числе и через рвы, около полутора метров шириной, через огонь.
Атаковать противника: бить передними копытами, привставая на дыбы, кусать как седока, так и лошадь, а так же сбивать грудью
нескольких пеших или коня оппонента. С этими элементами будет особенно много мороки, так как приходится менять привычную лошади психологию на элементы психологии хищника. Обучение атаковать оппонента, а не убегать от него, не пугать копытами и зубами, а действительно бить и кусать. Естественной привычной реакцией лошади является не сталкиваться с препятствием, обходить его всячески, не наступать на другие организмы, собак, людей, а так же убегать от опасности. Нам же необходимо выработать привычку реагировать контратакой на атаку, желанием целенаправленно причинить вред нападающему на вас и привычку не бросать начатое при первых же трудностях.
Кроме сугубо боевых задач, хорошо обучить лошадь таким вещам ,как: подъем и спуск по лестнице, проход в узкие коридоры, проемы дверей, познакомить с различными грунтами (гравий, песчаная насыпь, лед), необходимо приучать лошадь подходить близко к обрыву, развевающемуся знамени, фонтану, бьющей под напором воде, переходить ручейки и речки, желательно научить плавать. Довольно важным элементом для боевого коня является спокойная реакция на задевание собой или всадником обо что-то, а так же ситуация, когда всадник стучит по чему-то, хватает что-то, стаскивает что-то либо кого-то. Для приучения к этому полезно, проезжая близко к какому-нибудь забору, периодически нарочно скрежетать по нему стременем ,бить кулаком или палкой, не прекращая движения и
пресекая все попытки лошади остановиться или испугаться. Если этого не делать, то при турнирной сшибке через барьер лошадь будет держаться от барьера далеко и этим очень мешать вам.
Говоря об основной работе рыцарского коня на войне, нельзя не упомянуть, что чаще всего противником рыцаря является такой же, как он, всадник. Учитывая специфику культуры времени, всадник этот часто является визуально нагромождением железа, перьев, тряпок, что очень пугает лошадь, поэтому, тренируя атаку с копьем на мишень необходимо делать мишень как можно более страшной для коня, обязательно высотой не менее 3-х метров (так как большинство лошадей опасается всего, что выше их головы), увешанную развевающимися черными тряпками, лентами, лучше с растопыренными руками (для многих лошадей человек, раскинувший руки крестом, часто является стоп-сигналом). Хорошо, если мишень шумящая (звенящая, гремящая, ревущая),и хорошо ,если попадание в нее производит грохот, этим вы готовите коня к поединку, в том числе и психологически.
Необходимо примирить лошадь с тем фактом, что действия всадника, его движения в седле часто передают энергию через седло самой лошади . Например,
если всадник поднимает что-то тяжелое с земли, стаскивает оппонента с коня и особенно во время столкновения 2-х всадников. В этот момент энергия копья, столкнувшегося со щитом рыцаря, передается через рыцаря в седло, точнее, его заднюю луку, и через заднюю часть полок седла передается в поясницу лошади и ноги. В исторических документах встречаются упоминания о том, что при лобовом
столкновении довольно часто лошади от удара садились на задние ноги, а при особо сильном ломали себе спину.
Хорошей тренировкой подобной ситуации (чтобы лошадь привыкла ощущать передающуюся ей инерцию) является столкновение с тренировочными мишенями, например, емкостью, наполненной песком. Для первого раза вполне достаточно пустой емкости, объемом 50 – 80 литров, потом ее надо медленно заполнять, в идеале вы должны смочь осуществить столкновение (таран копьем) с монолитным неподвижным препятствием, кирпичной стеной, бетонным столбом, толстым деревом, таким образом ,чтобы между вами и препятствием самым слабым звеном оказалось копье. Конечно ,надо помнить, что копья специально делались из довольно хрупких пород дерева вплоть до осины и тополя, в противном случае рыцарь рискует сам вылететь из седла по вине своего же не сломавшегося копья. Да и седло необходимо использовать специализированное, обеспечивающее оптимальную посадку всадника и, в то же время, максимально уменьшающее и рассеивающее энергию удара, передаваемого лошади. Это поможет сохранить здоровье вам и вашему коню.
В конечном счете, от лошади требуется точность реакции, хорошая остановка, подъем с места в галоп по прямой и пируэт на галопе. Военная лошадь
должна быть особенно легка в повороте направо, так как это самый частый поворот, встречающийся на войне.
Нужно заметить, что средневековое управление лошадью в большой степени отличалось от современного и особенно спортивного подхода. В трактатах по верховой езде оговаривается правильная посадка, сильно отличающаяся от современной, например, «… ноги всадника должны спокойно лежать вдоль боков лошади , не трогая ее, если ноги всадника слишком согнуты, то он висит на стременах и перестает сидеть в седле». Об управлении и положении руки сказано следующее «… левая рука управляет передом лошади, она должна быть расположена точно над шеей лошади на одной высоте с локтем, на 2 пальца выше и чуть впереди передней луки седла». Всадник должен иметь две подвижные и одну неподвижную часть тела: первыми являются – туловище до пояса и ноги от колена до ступни, а неподвижная часть – от пояса до колен (de La Grenier).
В связи с этим продолжение статьи будет посвящено в основном подготовке всадника. « … Назначение верховой лошади не ограничивается только
удовлетворением требований спорта или езды любителя – лошадь является главным образом одним из важнейших элементов вооруженных сил государства, одним из орудий войны. Оружие это надо уметь выбирать, знать ,как его подготовить, соответственно его назначению, а также и уметь им владеть.» ( Джеймс Филлис).
На фото автор статьи.
|