Эта статья посвящена рыцарскому поясу (rittergurtel, dupsing), очень интересному аксессуару, чрезвычайно популярному у знати 14 столетия.
Если рассматривать рыцарский пояс 14 века с момента его появления (приблизительно в 1320-1330 годах), то напрашивается вывод, что его предком был не пояс, охватывавший талию рыцарей 12-13 веков (довольно узкий и обычно невзрачный), а скорее перевязь для меча - широкий, зачастую богато украшенный ремень, носившийся до 14 столетия на бедрах наискось или через плечо.
В 14 же веке этот ремень стали носить параллельно земле, низко на бедрах («перепоясав чресла»). Хотя стоит упомянуть, что положение его на
корпусе менялось даже в течении 14 века(в 60 - 70 годах он носился очень низко на бедрах, а к 90-м переместился практически на талию). До середины 14 века он сохраняет функцию перевязи для меча и кинжала (висящих обычно соответственно слева и справа). Видимо, влияние моды проявилось в том, что, поскольку с середины 14 столетия этот ремень стараются носить подчеркнуто параллельно земле (очевидно, чтобы избежать его перекашивания под влиянием веса меча), функция перевязи была передана узкому невзрачному ремешку, когда-то, в 13 веке, охватывавшем талию. Таким образом, эти два ремня фактически поменялись ролями.
Стоит заметить, что в дальнейшем, с исчезновением рыцарского пояса (в его помпезном варианте), примерно к середине 15 века меч продолжали носить на том же узком ремешке, и лишь к началу 17 столетия он снова превратился в широкую украшенную перевязь, носимую через плечо, что так напоминает богатые перевязи рыцарей 13 века. Но возвратимся в 14 век.
Уже предок нашего пояса - перевязь для меча - зачастую богато украшалась. В 14 веке эта тенденция сохранилась и продолжила развитие. Поначалу накладки покрывали пояс с большими промежутками и заодно часто служили усилением отверстий для язычка пряжки.
Сам пояс был достаточно длинным - примерно полтора метра (а порой и более) - и после пряжки завязывался громоздким узлом и остаток его свисал обычно спереди, выставляя напоказ массивный украшенный наконечник.
В последующие десятилетия накладки покрывали пояс все чаще и чаще, и их размер и обьем увеличивались. Приблизительно к 60 году большая часть поясов была уже сплошь покрыта богатой фурнитурой, кроме того сам пояс изрядно раздался вширь. В этот период один из хронистов писал, что многие стали носить помпезные одежды - у некоторых широкие рукава достигали земли, а многие рыцари носили пояса «широкие, как лошадиная подпруга».
В каком-то смысле некоторая гротескность моды 60-70 годов 14 столетия - а именно затянутый в узкую анатомичную одежду силуэт, мода на пышную шевелюру, часто украшенную венками из цветов; а также мода на широкие массивные пояса, висящих низко на бедрах, очень напоминает западноевропейскую моду 60-70 годов 20 века.
Около 60 года рыцарский пояс несколько изменяется - пряжка и длинный свисающий конец постепенно уступают место громоздкой декоративной броши, застегивавшей пояс на крючок.
Надо сказать, что в стилистике накладок на поясах явно прослеживаются некие общие тенденции - так, например, если в первой половине 14 века существовало огромное количество поясов с накладками в виде цветов, чаще всего роз, то во второй половине 14 века значительное количество поясов имеет практически квадратные в очертании накладки. Тема сравнительного анализа декоративных накладок на рыцарских поясах 14 столетия очень обширна и еще ждет своих исследователей.
Кроме демонстрации статуса владельца, пояс всегда сохранял и утилитарную функцию: на нем практически непременно носили кинжал, зачастую сумку (Tasche), заменявшую карман, а так- же - к 1400 году - довольно часто декоративные бубенцы (в угоду распространившейся моде), что отразилось и на названии пояса – dupsing (издающий звук).
Этот элемент костюма был настолько популярен, что порой подобный пояс в подражание рыцарям носили дамы и даже богатые бюргеры Он является своеобразным носителем «духа времени» и одним из неотъемлемых атрибутов эпохи высокого средневековья в Западной Европе.
|