Четверг, 02.05.2024, 03:20
web counter
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

О женских прическах в средневековой Европе

«Не только замужние женщины, но и совсем юные девушки вынуждены были прятать волосы под головными уборами, чтобы не вызвать подозрений со стороны стражей морали. Женщинам в Средневековье в обязательном порядке предписывалось носить головные уборы, так как, согласно правилам христианской религии, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным»

 

Такие утверждения мы слышим в последние годы все чаще и чаще. С удивительной назойливостью доказывается,  что женщинам и девушкам в Средневековье в обязательном порядке предписывалось носить головные уборы, полностью скрывающие волосы и никак иначе.

 

  

Однако при взгляде на  свидетельства той поры (миниатюры, манускрипты и скульптурные изображения) видно, что это не так. Можно даже сделать вывод, что до конца XII века общепринятой прической девиц знатного происхождения в Западной Европе были длинные, волнистые, распущенные по спине волосы. Судя по всему, они служили символом целомудрия и невинности. Конечно, средневековые прически на изобразительных источниках – это отражение развития моды главным образом среди представителей западноевропейской аристократии, и это следует помнить.

Волосам в древности во множестве культур придавалось огромное сакральное и символическое значение,  и Европа не была тут исключением: вассал мог преподнести свои срезанные волосы сюзерену в подтверждение клятвы верности, символический постриг делали, становясь монахом. Пряди волос дарились на память возлюбленным (кстати, этот обычай просуществовал необычайно долго – вплоть до конца XIX века);  из них плели кольца, цепочки, делали амулеты. Наказанием для неверных жен и заподозренных в колдовстве мужчин и женщин в ряду других служило насильственное обривание волос, осуществляемое по постановлению церковного суда.

У мужчин волосы символизировали силу и свободу, у женщин — плодовитость. Частое расчесывание и уход за волосами имело еще и гигиенические цели, так как считалось способом избавиться от вшей и блох.

 

 

Церковь в средние века вмешивалась во многие (если не все) области культуры и ревностно следила за тем, чтобы женщина, состоящая в браке, носила головной убор «в знак покорности, стыда и раскаяния в первородном грехе». Распущенные волосы церковниками рассматривались как «дьявольский хвост» и «сатанинское искушение». Тем не менее в  эпоху крестовых походов возник  культ "Прекрасной Дамы» (который однозначно во многом шел вразрез с церковной линией),  подготовивший почву для создания более светского, изящно-привлекательного женского облика, далеко не такого строгого и замкнутого, как это диктовалось церковью.

 

Несмотря ни на какие строгие правила, дамы старались прихорашиваться, особенно они лелеяли свои волосы. Каждая мечтала, чтобы её волосы были  как можно длинней (чему свидетельство  сохранившиеся  даже в музейных коллекциях накладные косы и «шиньоны»).

пример из Земельного музея Кемптена,Германия.

 

Можно проследить некоторые заметные моменты изменения моды на определенные прически у дам.

Девушки франкских племен (500-751 гг.) носили волосы свободными и открытыми. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами.

В V-VIII вв. среди женщин была очень популярна прическа «по-римски» - волосы на затылке собирались в пучок, а сверху одевалось легкое покрывало или же платок.

В конце 8 - первой половине 9 века,  во времена возвышения династии Каролингов, среди девушек и женщин появляется мода на косы. Плетение кос было различно: в три, четыре, пять прядей. Такую косу называли многопрядной. Косы заплетали от висков и макушки. Часто их удлиняли за счет вплетения лент, разноцветных шнуров.

В романский период  девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем.

 

  

 

У женщин очень популярным был головной убор, который назывался «романская» повязка.

 

Данный головной убор придавал лицу форму правильного овала, которая в то время считалась очень красивой, однако при внимательном взгляде отчетливо видно, что типичные для той поры косы при этом никуда не делись (как на известном скульптурном изображении Утты фон Баленштедт).

Многие замужние женщины носили так называемые «рыцарские косы», не покрывавшиеся головным убором. Эта прическа как считается, появилась во Франции, «завоевала» Англию и в меньшей степени -  Германию, и представляла собой одну или две туго заплетенные косы, в которые вплетались ленты из шелка, тонкой кожи или ткани. Известно несколько вариантов данной средневековой  прически. Косы могли заплетаться по бокам  либо на затылке. Спадающие по бокам, они дополнительно связывались  между собой лентами.Порой в них вплетали искусственные пряди, удлиняя  таким образом косы почти до пола. Существовала еще одна похожая прическа. В этом случае волосы не заплетали, а просто обвивали ленту вокруг прядей, спускавшихся вдоль тела с двух боков.

Кроме того, средневековые дамы укладывали косы вокруг головы или на затылке в виде валика.

 

Замужние женщины и вдовы чаще скрывали волосы под головным убором, и порой встречаются очень закрытые варианты,

 

но и  из этого «правила» имелись исключения. Обычно таким убором служили различные покрывала и платки. Однако часто ткань их была полупрозрачной и тонкой,  и в большинстве случаев покрывали они  голову таким образом, что часть волос обязательно оставалась на виду.

 

В то же время распущенные волосы продолжали быть популярными (не только у девиц, но и у замужних дам!)

Рис 1. Элизабет Померанская, четвертая жена императора Карла IV. Рис 2. Жанна Баварская, жена Вацлава IV.

 

В 15 веке большое значение приобрели головные уборы, в частности, чепцы, а прическа – наоборот: отступила на второй план. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали. Был введен в моду головной убор «эннен». Считалось, что  эннен африканского происхождения. Он имел форму конуса. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.

Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов – считая их своеобразной карикатурой на готические соборы. Однако никакого существенного влияния эти возмущения не имели. Вообще трудно найти область светской культуры, по поводу  которой  церковники не возмущались и не грозили бы адским огнем всем, кто сейчас же не пойдет в монастырь. Женщины стали заплетать и укладывать волосы множествам способов. Женская прическа во многом определялась местными традициями и модой. Появилась и новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения (также сохранившиеся в музейных коллекциях).

 

Конец 15-го и 16-й век (эпоха Возрождения, или Ренессанс), были важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства.

В моду снова входят сложные и изысканные женские прически. Происходит своего рода возврат к наследию античности, особенно на юге Европы. Именно в этот период в моду вновь входят «греческие» прически с яркими украшениями и сложными укладками. 

В то время у женщин Европы особенно красивыми считались золотые волосы и высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос,  локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Судить об этом мы можем, например,  по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей в его время  была Симонетта Веспуччи,  не раз его вдохновлявшая (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).

 

В Венеции на крыше многих  домов имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, в ожидании, когда под лучами солнца они приобретут модный золотистый цвет. Однако часто  по-прежнему носили и распущенные волосы, либо, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб по-прежнему считались признаками красоты.

 

 

 

Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины прикрывали головы платком, чепцом или накидкой.

Вывод, который можно сделать из всего сказанного:  несмотря  на запреты  и   безусловно большое количество существовавших головных уборов, одним из главных признаков женской красоты всегда считались сами волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени.

 

Нероччо де Ланди «Женский портрет». Ок. 1485.

Категория: Мои статьи | Добавил: Mef (13.03.2015)
Просмотров: 15380 | Теги: головной убор, прическа, волосы, средневековье | Рейтинг: 5.0/1