Изучая богатейшее разнообразие женских головных уборов эпохи Высокого Средневековья, мы обратили внимание на очень интересный вариант, который лучше всего было бы, наверное, назвать: «венец-чепчик», т.к. его форма практически повторяет очертания мужского чепца-каля.
Судя по имеющимся изображениям, венец такой формы мог быть украшен искусственными цветами, «рюшами» или иными элементами, присущими венцам обычной формы, а также быть оформлен как «валик». Причем совершенно очевидно, что одевался он прямо на волосы (!) – убранные в прическу, как на миниатюре №2, или распущенные, как на остальных приводимых изображениях.
При изготовлении опытной модели выяснилось несколько любопытных моментов. Во-первых, обычный венец (в форме простого кольца) невозможно одеть таким способом, чтобы он в области висков лежал, сохраняя форму, практически под прямым углом к затылочной части. Во-вторых, воссозданная нами жесткая форма основы плотно «садится» на голову, фиксируя волосы от развевания ветром и в то же время позволяя совершать любые свободные движения – запрокидывать голову вверх, наклоняться или танцевать – венец-чепчик остается на месте. И, конечно – как всегда в средневековых изделиях – имеется особая хитрость, позволяющая конструкции плотно обхватывать голову, не давя и не «болтаясь» на ней.
На подобную жесткую основу можно также довольно быстро прикрепить мягкий венок из живых цветов.
Рис. 1. Реконструкция венца-чепчика (автор – И.Максимова, клуб «Хранители»).
Рис. 2, 3, 4. Венец-чепчик из Tacuimun Sanitatis (итальянская рукопись вотрой половины 14 века).
Рис. 5, 6, 7. Рукопись Queste del Saint Graal ок. 1385 г |