Автор Р. Максимов при участии И. Максимовой
Мужская немецкая одежда XIV столетия.
600 лет – немалый срок… С той поры одежда менялась десятки раз, появлялись новые виды… порой возвращались прежние. Новые формы вытесняли старые, оставляя порой неизменным название, к тому же германские государства, коих было очень много… имели разницу в диалектах (которая не исчезла полностью и по сию пору, хотя Германия давно уже объединена). Многие названия немецкой одежды привнесены из других стран и языков, это делает сложным ее точную систематизацию и понимание. Однако необходимо внести хоть какую–то ясность, т.к. до сих пор виды, названия и назначение большинства образцов немецкой одежды, встречающиеся в средневековых текстах, совершенно туманны российскому читателю. Мы поставили себе задачу как можно доходчивее описать одежду немцев в XIV веке (основные типы одежды, встречающиеся в документах того времени – описях, завещаниях и счетах).
Главное, что необходимо понять о немецкой одежде – она разделялась в основном по функциональному назначению и степени важности, а не по покрою (который менялся под влиянием вкусов). Это очень упрощает понимание – что есть что. Многое для создания верных ассоциаций у читателя мы соотнесли с более понятной одеждой недавних эпох и современности (совпадающей со старинной одеждой по внешнему виду и, главное, назначению). Многое, несмотря на прошедшие шесть столетий, по сути, не поменяло своего значения, и в этом случае мы даем современные аналоги. Термины, встречающиеся в текстах XIV века, мы выделили цветом (рядом поставили их синонимы в немецком и других языках для облегчения понимания) и дали русскую транскрипцию (для тех, кто не знает немецкий язык). Главная задача: создать у читателя понимание – что это была за одежда, как выглядела, для чего применялась.
Прежде всего, необходимо отметить «тройственность» облачения в средневековой традиции. У немцев одежда делилась на: Untergewänder (унтергевендер) - нижнюю одежду ( по сути, белье), Zwischengewänder (цвишенгевендер) – «промежуточную» одежду – основную носильную – и Obergewänder (обергевендер) – верхнюю одежду, надеваемую по погодным условиям или по другим поводам – например, по торжественным случаям.
Итак, к Untergewänder относятя:
Die Bundmütze (бундмютце) = Bundhaube (бундхаубе) = Bunthaube = Coiffe (англ. Coif – Койф) — полотняный чепец. В XIV веке он носился не так часто, как в предыдущие века... но все же повсеместно использовался в работе, на войне (под шлемом – в этом случае он мог иметь простежку и смягчающую набивку) и в повседневной жизни (по необходимости и привычкам).
Die Bruoch, Bruche
Бре (брухе, бре) = (Unterhose- унтерхозе) – нижние штаны (подштанники) – в раннем средневековье и античности кельтские и германские штаны (название, заимствованное от кельтского «брака»). В XIV столетии становятся значительно короче, чем раньше, и к концу его у многих превращаются практически в подобие современных плавок.
Das Hemd (хемд)
«Сорочка» - нижняя рубаха, которая носилась представителями обоих полов – женская - до щиколотки, и мужская - до колен или середины бедра; носили ее непосредственно на голое тело. Она делалась из рыхлой материи, и, как правило, изо льна. У дворянства и духовенства могла быть из шелка.
Die Unterjope – унтерйоппе – нижняя йоппе (одевалась под верхнюю jope, о которой будет сказано далее) – предок современного жилета - бывала в нескольких видах: как нижний кафтан, das Wams (вамс) – безрукавка, = die Schecke (шекке) - короткая, облегающая тело одежда, часто с утолщением на груди – аналог французского pour Point (пурпуэна). Так, в записи франкского ученого Эйнхарда (уже в 770 году), о Карле Великом написано, что король носил зимой Pelzwams (пельцвамс – меховую безрукавку). Бывали, судя по текстам – черными, зелеными, красными, также узорчатыми. Обычай носить Unterjope как Zwischengewänder («вторую», «промежуточную» одежду), установился во второй половине XIV в. после произошедшей в моде революции, приведшей к значительному укорачиванию одежды. Изначально не предполагалось её ношение в качестве верхней одежды, её одевали только под кольчугу или под верхнюю одежду. Отсюда происходит возмущение моралистов в середине XIV, когда в моду среди рыцарей Unterjope начала входить уже и как гражданский, самостоятельный наряд.
К Zwischengewänder относятся:
Die Tunika (туника) = der Kittel (киттель) = die Cotte (котте) = Leibrock (ляйброк) = Bliatus (блио) –
рубаховидное платье, обычно носилось на нижнюю рубашку Hemd. Шилось из льняной и шерстяной ткани, начиная с XIV века – из хлопчатобумажной ткани. Cotte, Kittel (китель), Cottacoat (коттакоат), Die Kutte (средневерхненемецкий) – «кутте», которая представляет собой заимствование из латинского cotta (также cottus) – производное от арабского quṭun (гутун) – хлопок. Сейчас – Tunika Kittel (означает халат, балахон, блуза).
die Hose (хозе) = Beinlinge(байнлинге)= Schoß(шосс) = „die Schöße“ ( шёсе)=.Beinbekleidung (байнбекляйдунг) = Strumpf’ (штумпф). Hose – «чулки» – это слово также кельтского происхождения. Сейчас тем же словом в Германии называют штаны (в широком смысле).
Основу мужского костюма составляла Die Joppe, Jope (йопе) Фран. la jupe, jopula (йопула, польск.), введённая в обиход крестоносцами восточная верхняя одежда под названием djubbeh (Джуббех) = Juppe (Джуппе) = Gibba (Джибба).
Сейчас этот вид одежды практически остался в прошлом, наиболее близкие виды, знакомые нам и сходные по назначению – кафтан, сюртук. Как уже было сказано выше, Jope существовала в двух вариантах (верхняя и нижняя), порой они были довольно далеки друг от друга по внешнему виду. Узкую и короткую Unterjope одевали под броню или одежду, часто к ней привязывали Hose. Jope верхняя была длиннее и просторнее, изначально подол был до самых щиколоток. Эта одежда использовалась как мужчинами, так и женщинами. Она делалась как из более дорогого, так и из более простого материала, в XIV веке у дворян ее часто дополняют изысканные Schmuckärmel (шмукэрмель) – декоративные висячие «рукава» с опушкой. Рыцари под доспехи одевали укороченные Jope (русским аналогом может быть зипун – полукафтан).
Особенно долго просуществовали Jope в Пруссии и Польше, вплоть до второй трети XV века. Это часть традиционного мужского костюма некоторых земель Германии.
Позже в народе укороченные Йоппе шили из плотной грубой шерстяной материи, их стали называть Jacke (якке) – куртка – и использовали повсеместно. На войне использовали набивные Jacke как самостоятельный вид дешевого доспеха (во Франции – Жак). Слово и по сей день в Германии обозначает – куртка (в широком смысле).
К Obergewänder (обергевендер) = Überrock (юберрокк) относятся:
Der Rock, Röcke (рёкке) = верхняя одежда в широком смысле = hrock (хрокк) = rock (рокк). Winterröcke (винтеррёкке) = Wintergewand (винтергеванд) – зимнее платье (одежда).
Der Surcot (Суркот) = supertunica (супертуника) = surcocium (сюркоциум) = overkjortel (оверкьёртель) = Sorcos = Sorquaine = Sobrecot = Cotte hardie (коте харди) –
в первой половине столетия: туникообразное верхнее платье, обоих полов и всех сословий. Название происходит оттого, что оно носилось поверх Cotte. Имело разновидность без рукавов Suckenie (сакени). Часто подбивалось или оторачивалось мехом. Рыцари носили эту одежду поверх доспехов и часто украшали своим гербом (в этом случае оно называлось – Wappenrock( ваппенрок) либо Wappenkleid (ваппенкляйд) – военное (гербовое) платье.
Dienrocken (динроккен) – первые упоминания относятся к XIII веку. Это одежда слуг (предок ливреи) – обычно делалась в гербовых цветах хозяина слуги.
Der Tappert (Тапперт = Опелянд) – вид верхней одежды. Немецкие письменные документы описывают тапперт как длинные халаты, часто на меху = Pelzrock (пельцрокк) – меховая одежда, предок шаубе. В Орденских документах в конце столетия мы уже встречаем слово Schoube (шоубе) = Schube (шубе) = Die Schaube (шаубе).
Der Mantel (мантель).
Слово происходит от латинского слова mantellum, производного от лат. paludamentum (палудаментум) – покрывало, покров – вид плаща, часть торжественного и церемониального костюма. Явился «родоначальником» мантии. Обычно был полукруглой формы. Сейчас это слово в немецком обозначает «пальто».
Die Heuke (хоуке) – происходит от римской накидки – пенулы (лат. paenula). Этот плащ, изначально деталь одежды военных, носился, однако же, и гражданскими лицами. Представлял из себя круг, в котором делалось отверстие для головы, после чего от внешней кромки к горловине делалось две прорези, отстоявшие друг от друга на величину, равную трети длины окружности. Прорези делались с таким расчётом, чтобы при надевании целая часть покрывала плечи. Более узкая часть хоука закрывала грудь, широкая – спину и плечи... Хоук мог доходить до середины бедра, до колен или даже до голеней (длина варьировалась, определяясь исключительно вкусом и кошельком заказчика). Хоук надевался сверху на Wams или Schecke, причём рукава в этом случае выглядывали наружу часто с обеих сторон. Хоук можно было носить как свободно, так и с поясом, который подпоясывал переднюю его часть. Его разновидностью был Korsen (корзе) = korsze (корсце) = Cossen = Kissen = Die Kotze (auch Kotzen)
– Котце, охотничий дорожный плащ (raysmantel – рейзмантель), каким и бытует по сию пору в Германии. В XIV веке Котце также бывал с модным стоячим воротником и множеством пуговиц (в этом случае его называли Halsmantel (хальцмантель).
Vadmal (вадмаль) – шведское слово, употреблявшееся, однако, и немцами, обозначающее плащ из грубой шерстяной материи.
Die Gugel (гугель) = Kogel (когель) = Kugel (кугель) – Lat. Cuculla (лат. кукулла) = капюшон (древнерусское «куколь»).
Güglingen(Гюглинген) – город в земле Баден-Вюртемберг – до сих пор имеет gugel в своем гербе.
В XIV веке появляются новые ткани, такие, как sai, camelot, damasch, flewêl, sîden «шелк» и Parham (парча?) которые поставлялись из других стран.
Большую популярность приобрели Knöpfe (кнёпфе) – пуговицы. У некоторых их было огромное количество на рукавах, по центральному разрезу платья и на плаще. В завещаниях чаще всего упоминаются пуговицы из серебра (silberne Knöpfe).
Примерно к 1340 повсеместно распространяется Zatteltracht (цаттельтрахт) – мода на разрезы (Zettel (цеттель) – фестоны на краях одежды (подолах, рукавах)).
В конце столетия к ней добавляется Schellentracht (шеллентрахт) мода на бубенцы и «звенящие» декоративные элементы в одежде – от Schellen (шеллен – колокольчик-бубенец).
Кожу также использовали для изготовления одежды, археологически найдено много фрагментов кожаной одежды и самостоятельных защитных элементов.
Sämischleder (зэмишледер) (оленья кожа или замша?) для чулок – Hosen (хозен), цвет черный, упоминаются в тексте Орденской книги Великого Ризничего. Еще в XIX веке у военных были в ходу лосины (делались из кожи лося, откуда и название). Также — из оленьей кожи, позже — из замши.
Делали из кожи der Gürtel (гюртель) – ремни (слово не изменило значения и сейчас), а также обувь die Schuhe (шуэ) и перчатки der Handschuhe (хандшуэ) – и сегодня эти слова у немцев не изменили значения.
Die Schuhe (шуэ) = Schu (шу) = Schuh (шух) = skeu (скью) = bedecken (бедеккен) = umhüllen (умхюллен) – обувь, в 14-м веке имела несколько разновидностей:
die Schnabelschuh (шнабельшуэ) – «туфли»;
Изысканная обувь с острым удлиненным носком (согласно господствовавшей моде).
При этом параллельно с ними всегда существовали и обычные ботинки - обувь простого населения, служившая в основном практическим целям. Модные аспекты при этом играли совершенно второстепенную роль. В Шлезвиге и других местах при археологических раскопках было найдено много пар простых ботинок относительно «немодного» стиля.
der Bundschuh (бундшуэ) – др. рус.аналог – «поршни», «постолы» –
– грубая бытовая (рабочая) кожаная обувь с завязками. Обувь самых низов населения, практически не изменившаяся с раннего средневековья. Впоследствии именно Bundschuh будет изображен на знаменах восставших в конце XV – начала XVI века (известное как «Восстание Башмака»).
Der Stiefel (дер штифель) – сапоги (слово не изменило значения и теперь).
О высоте голенища судить сложно… но, во всяком случае, это обувь выше щиколотки. Обычно обувь солдат, путешественников и охотников (упоминается в документах Ордена как Stevylen (штефилен).
Die Trippen = Patten (триппен = паттен) – «деревянные калоши»
Это были деревянные «шлепанцы», надевавшиеся на основную обувь. Trippen были также часто изготовлены из пробки. Они служили в качестве защиты ног от холода и грязи и предотвращения преждевременного износа подошвы основной обуви. Как правило, они одевались при выходе из дома и при возвращении снова снимались на пороге.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Mariemburger Tresslerbuch der Jare 1399 -1409 Konigsberg I.PR. 1896.
Kilianus, Cornelius (1599): Etymologicum Teutonicae linguae sive Dictionarium
Teutonico-Latinum, Editio tertia, Antwerpen.
Heyne, Moriz (1903): Körperpflege und Kleidung bei den Deutschen von
den ältesten geschichtlichen Zeiten bis zum 16. Jahrhundert, Leipzig,
Nachdruck Bremen 2013.
Herstellung und Gebrauch von Kleidung und anderen Textilien
im alten Friesland
Gisela Hofmann unter Mitarbeit von Rolf H. Bremmer Jr .US WURK LXII (2013)
M. Gutkowska, A. Rychlewska "Historia Ubiorów" Warszawa 1968
J. Gilewska - Dubis "Życie codzienne mieszczan wrocławskich w dobie średniowiecza" Wrocław 2000
Christa Derndarsky Magisterarbeit «Analyse von Testamenten aus den Jahren 1395-1397 aus
den Wiener Stadtbüchern 14. Jahrhunderts.» Wien, im Oktober 2007 |