Суббота, 23.11.2024, 07:02
web counter
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дополнительные защитные детали на элементах латных доспехов

   Вошедший в широкое употребление во второй половине 14 века  латный  доспех не только привнёс улучшенные защитные свойства, но и новые проблемы - с гладкой металлической поверхности оружие рикошетило и соскальзывало… однако куда? Порой совсем не туда, куда было б нужно, причиняя вред носителю лат.

   По нагруднику остриё оружия скользило в сторону шеи, по бедру -  в область паха, по наручам (защите предплечий) - в локтевой сгиб. Все это - не предположения, а многочисленные примеры попыток повторить боевые приемы средневековых трактатов в латных доспехах и опыт (как отечественный, так и зарубежный) попыток повторения конных турниров.

   Это привело к более детальному изучению специфических технических приспособлений, сохранившихся на музейных образцах и в изобразительном искусстве той эпохи.

   Мы имеем отчётливый ответ на проблему контроля над проскальзыванием  острия оружия по поверхности доспехов. Средневековые мастера ставили специальные прочные  металлические планки - условно назовем их «отбойники». Ставились они в опредёленных местах - именно там, где опасность была наиболее вероятной и под рациональными углами,  позволяющими остановить и, в ряде случаев, перенаправить оружие в сторону от жизненно важных зон человека,  облачённого в латы.               Первые подобные «отбойники» мы можем наблюдать на надгробных изображениях уже в конце 70-х - начале 80-х годов 14 столетия. Так, например, на изображении Eckard von Rosenberg,  умершего в 1387,

Рис.  1

мы видим сегментированный нагрудник,  имеющий специальный V-образный «отбойник», позволяющий отвести опасность соскальзывания оружия в шею под кольчужную защиту. Практически аналогичный нагрудник с очень похожим приспособлением мы можем увидеть в коллекции замка Курбург (Churburg).

Рис.  2

В коллекции того же замка есть примеры и дальнейшего развития этого «отбойника»  на другом нагруднике:

Рис.  3

там он имеет более рациональную  форму - его высота от поверхности самого нагрудника увеличена, крепление же осуществлено меньшим количеством заклёпок. То есть мы имеем примеры того, что приспособления, препятствующие неконтролируемому проскальзыванию и рикошету оружия о поверхность доспеха стали делать почти сразу же, как только доспехи стали иметь гладкую железную поверхность. Поначалу примеры не имеют общего, массового характера, но в дальнейшем встречаются все чаще и на всё большем количестве точек в доспехе. На надгробии Gerard van den Edelbampt 1439 St Annakirk, Herten, Limburg, Belgium

Рис.  4

мы видим отчётливое изображение «отбойников» на набедренных пластинах доспеха, препятствующих рикошету острия оружия по бедру в паховую область. Имеется достаточное количество таких примеров подобных «отбойников» на музейных набедренниках.

 

Рис.  5                                                      Рис.  6

   Следующим местом, потребовавшим наличия «отбойника»,  стала защита предплечья. На наручах из музея мы наблюдаем «отбойники» на обеих створках.

Рис. 7

  Таким образом,  можно лишний раз отметить, что и надгробные изображения и музейные образцы  явственно  свидетельствуют о тщательной продуманности  всех деталей, присутствующих на доспехах, и большом внимании  мастеров к действительным защитным свойствам боевого облачения,  как и понимании изготовителями доспехов реалий боевой ситуации,  в которой предполагалось их использовать.

Описание изображений:

1. Eckard v. Rosenberg (+1389),  Frankendom, Evangelische Kirche Wölchingen, Johanniterkirche sowie Johanniterkommende) in Wölchingen, einem Stadtteil von Boxberg im Main-Tauber-Kreis in Baden-WürttembergGermany

2. Breastplate, Ruestkammer Schloss Churburg, Schluderns 1380 ref_arm_3811

3. Armoury of the Counts von Trapp at Churburg castl

4. Gerard van den Edelbampt , 1439,St Annakirk, Herten, Limburg, Belgium

5. Cuisse and Poleyn, Musée de l'Armee, Paris 1400-1410

7. Defense for the Lower Left Forearm (Vambrace) ca. 1400–1425, Музей искусств Метрополитен

Категория: Мои статьи | Добавил: Mef (04.03.2020)
Просмотров: 955 | Рейтинг: 5.0/1