Вошедший в широкое употребление во второй половине 14 века латный доспех не только привнёс улучшенные защитные свойства, но и новые проблемы - с гладкой металлической поверхности оружие рикошетило и соскальзывало… однако куда? Порой совсем не туда, куда было б нужно, причиняя вред носителю лат.
По нагруднику остриё оружия скользило в сторону шеи, по бедру - в область паха, по наручам (защите предплечий) - в локтевой сгиб. Все это - не предположения, а многочисленные примеры попыток повторить боевые приемы средневековых трактатов в латных доспехах и опыт (как отечественный, так и зарубежный) попыток повторения конных турниров.
Это привело к более детальному изучению специфических технических приспособлений, сохранившихся на музейных образцах и в изобразительном искусстве той эпохи.
Мы имеем отчётливый ответ на проблему контроля над проскальзыванием острия оружия по поверхности доспехов. Средневековые мастера ставили специальные прочные металлические планки - условно назовем их «отбойники». Ставились они в опредёленных местах - именно там, где опасность была наиболее вероятной и под рациональными углами, позволяющими остановить и, в ряде случаев, перенаправить оружие в сторону от жизненно важных зон человека, облачённого в латы. Первые подобные «отбойники» мы можем наблюдать на надгробных изображениях уже в конце 70-х - начале 80-х годов 14 столетия. Так, например, на изображении Eckard von Rosenberg, умершего в 1387,
Рис. 1
мы видим сегментированный нагрудник, имеющий специальный V-образный «отбойник», позволяющий отвести опасность соскальзывания оружия в шею под кольчужную защиту. Практически аналогичный нагрудник с очень похожим приспособлением мы можем увидеть в коллекции замка Курбург (Churburg).
Рис. 2
В коллекции того же замка есть примеры и дальнейшего развития этого «отбойника» на другом нагруднике:
Рис. 3
там он имеет более рациональную форму - его высота от поверхности самого нагрудника увеличена, крепление же осуществлено меньшим количеством заклёпок. То есть мы имеем примеры того, что приспособления, препятствующие неконтролируемому проскальзыванию и рикошету оружия о поверхность доспеха стали делать почти сразу же, как только доспехи стали иметь гладкую железную поверхность. Поначалу примеры не имеют общего, массового характера, но в дальнейшем встречаются все чаще и на всё большем количестве точек в доспехе. На надгробии Gerard van den Edelbampt 1439 St Annakirk, Herten, Limburg, Belgium
Рис. 4
мы видим отчётливое изображение «отбойников» на набедренных пластинах доспеха, препятствующих рикошету острия оружия по бедру в паховую область. Имеется достаточное количество таких примеров подобных «отбойников» на музейных набедренниках.
Рис. 5 Рис. 6
Следующим местом, потребовавшим наличия «отбойника», стала защита предплечья. На наручах из музея мы наблюдаем «отбойники» на обеих створках.
Рис. 7
Таким образом, можно лишний раз отметить, что и надгробные изображения и музейные образцы явственно свидетельствуют о тщательной продуманности всех деталей, присутствующих на доспехах, и большом внимании мастеров к действительным защитным свойствам боевого облачения, как и понимании изготовителями доспехов реалий боевой ситуации, в которой предполагалось их использовать.
Описание изображений:
1. Eckard v. Rosenberg (+1389), Frankendom, Evangelische Kirche Wölchingen, Johanniterkirche sowie Johanniterkommende) in Wölchingen, einem Stadtteil von Boxberg im Main-Tauber-Kreis in Baden-Württemberg, Germany
2. Breastplate, Ruestkammer Schloss Churburg, Schluderns 1380 ref_arm_3811
3. Armoury of the Counts von Trapp at Churburg castl
4. Gerard van den Edelbampt , 1439,St Annakirk, Herten, Limburg, Belgium
5. Cuisse and Poleyn, Musée de l'Armee, Paris 1400-1410
7. Defense for the Lower Left Forearm (Vambrace) ca. 1400–1425, Музей искусств Метрополитен |