От эпохи средних веков, длившейся около тысячи лет, нам, к сожалению, достались лишь осколки. Последующие века стерли и скрыли истинный облик средневековья. Со временем создался определенный стереотип, что период этот отличался мрачностью и «блеклостью красок»… Однако при изучении культуры средних веков – да и других древних эпох – нельзя не отметить, что скорее периоду 19-20 века свойственна «серость красок», а в прошлом люди предпочитали яркие цвета (что можно увидеть и теперь – скажем, у традиционных культур севера). Католическая культура Европы тоже не отличалась мрачностью (в отличие от пришедшей ей на смену культуры протестантизма) – напротив, изобилует яркими красками (поблекшими за столетия, но при реставрации снова радующими глаз). Все статуи в соборах были ярко раскрашены. То же касается и большинства рыцарских надгробий и монументов.
Не так давно в Германии ученые и реставраторы культурно-исторического музея “Оттонианум" с помощью 3D-печати создали копию знаменитой статуи св. Маврикия из собора в Магдебурге. (Glanz des Mittelalters: Das erste positive Abbild eines Schwarzen wird rekonstruiert (Ссылка)). На копии воссозданы изначальные цвета этого памятника, и перед изумленным зрителем предстал рыцарь 13 столетия в… золотой кольчуге!
Что это?! Фантазия реставраторов? Вовсе нет! Воссозданы именно те цвета, которые и теперь еще видны при внимательном взгляде на оригинальную статую.
Это заставляет нас обратить внимание на еще одну интересную грань средневековой реальности, причем не только европейской.
При изучении надгробий, сохранивших остатки цвета, можно заметить, что на некоторых рыцарях кольчуга имеет золотистый цвет… Конечно, цвета поблекли, и это не так бросается в глаза. Однако подобное не столь редко, как можно было ожидать.
Evangelische Stadtkirche St. Blasius in Bopfingen, einer Stadt im Ostalbkreis (Baden-Württemberg), Grabmal des Ritters Walter von Bopfingen, von 1336 (Ссылка)
Donor Figure of Ritter Hüglin von Schönegg (Marschall von Spoleto), St. Leonard Parish Church, Basel, Switzerland, 1369AD.
Можно было бы предположить, что это фантазия авторов монумента, либо некорректная реставрация, однако в документах также встречаются упоминания о заказах и закупках «латунированных авентайлов (бармиц для шлемов (прим авт.)) и кольчуг» (с), причем кольчуга покупалась для пехотинца (Notes sur le commerce des armes à Avignon au XIVe siècle [article] sem-linkRobert Brun Bibliothèque de l'École des chartes Année 1951 109-2 pp. 209-231 (Ссылка)). Археология дает нам возможность убедиться в существовании также и кольчуг золоченых. Так, под Воронежем в местечке «Олень-колодезь» было найдено ордынское захоронение, содержавшее (помимо прочего инвентаря) кольчугу, кольца которой имели остатки золочения (Ефимов К. Ю. Золотоордынские погребения из могильника «Олень-Колодезь» // Донская археология. 1999. № 3-4. С. 93-108. (Ссылка)). Рисунок – реконструкция найденного воина – поразительно напоминает облик копии статуи св. Маврикия из Магдебурга.
Вообще кольчуги с золотистым цветом колец известны и с более раннего времени. Например, полностью латунная (посеребренная) кольчуга X-XI века (предположительно болгарского или византийского воина) хранится в «Национальном археологическом институте и музее» в Софии (Silver-coated chain mail shirt from Stara Zagora district. - In: Tsar Samuil († 1014) in battle for Bulgaria, Sofia, 2014, p. 133-135. Metodi Zlatkov. (Ссылка)),
кольчуга, имеющая следы позолоты, хранится в монастыре Ивирон в Греции на Святой Горе Афон. Все это приводит к выводу, что далеко не все кольчужные доспехи средних веков имели стальной серый цвет. Похоже, этот вывод уже сделали многие медиевисты на Западе и уже начинают появляться реконструкции комплектов, содержащие кольчугу золотистого цвета.
Это не может не радовать, т.к. открывает перед зрителем больше интересных граней культуры того времени и делает всех нас ближе к пониманию этого сложного и многогранного периода средневековья.
|