Первым признаком серьезного боя на холодном оружии является мощный бросок на(в) противника всем корпусом, имеющий целью пронзить его жизненно важный орган как можно глубже.
Подобный элемент отчетливо виден на множестве изображений, начиная с древнейших времен (например, в Греции) – и заканчивая позднейшими трудами по фехтованию, а также он часто отчетливо присутствует в серьезных спортивных поединках в наши дни. Исключая некоторые основные принципы – а главное, принцип как можно скорее и эффективнее поразить противника – все остальное в искусстве боя на различных видах холодного оружия неразрывно связано с формой и особенностями конкретного оружия (чем тяжелее оружие, тем менее выражен этот бросок – например, алебарда и т. п.).
Ни один удар в серьезном поединке не может быть направлен иначе, как в жизненно важный орган противника. Поступивший по-другому будет немедленно убит (поскольку, пока вы заняты не очень значительным органом – скажем, пальцем противника – вы получите серьезное поражение в жизненно важный орган). Поэтому все мелкие травмы в серьезном поединке происходят или по случайности, или в короткие моменты после нанесения серьезного удара.
Искусство фехтования (как искусство!) рождается лишь в столкновении двоих, хорошо умеющих убивать. Отсюда (а не наоборот!) возникают сложные позиции и финты. Изучать же сложные позиции и финты, без умения (и стремления!) быстро, эффективно и решительно устранять оппонента – бессмысленный бред. Результат такого подхода – пустое позерство, полностью оторванное от реального боя на холодном оружии, похожее на стиль зеков "попишу”… Данный стиль совершенно очевидно служит средством запугивания противника, а не серьезной попыткой его убить.
Еще один признак серьезного боя _ экономичность движений: профессиональный боец никогда не станет тратить энергию на лишние, беспорядочные движения. И еще: "когда противники настроены серьезно, бой длится недолго” (Альфред Хаттон).
Позднее фехтование (после XVII века) обременено массой условностей, делающих его скорее неким ритуалом, этикетом, чем серьезным боем, при этом ставкой в этой игре становится жизнь – игре, идущей по неожиданным, искусственно придуманным правилам. Соответственно меняются цели – вместо цели поразить противника быстро и рационально, появляется цель "выпендриться”, соблюдя все ритуалы. В серьезном же бою ни о каких искусственно изобретенных правилах не может быть и речи, кроме законов, определенных самой природой.
Так же, как выпивание полного бокала вина залпом (!) – русский вариант 90-х годов "20 лет спустя” – свидетельствует о привычке пить водку, а не вино, так и бой, проходящий без серьезных бросков на противника (когда большая часть клинка при промахе оказывается за ним), свидетельствует о нежелании противников драться. Об этом же свидетельствует большое количество мелких ударов, наносимых не полностью выпрямленной в локте рукой. Широкие размашистые удары, отмахи свидетельствуют или о неумении обращаться с оружием, или о страхе и усталости противника, т.к. "разбалтывают” боевую позицию и заставляют делающего их "открываться”. Об усталости или неумении говорят также пошатывания, неуверенная поступь и дробные, сбивчивые шаги при перемещении.
Большинство хроникально зафиксированных серьезных поединков были безыскусны и совершенно не романтичны.
Большинство правил поздних поединков, как то: ночью с фонарями, "карусель”, стрельба через платок и т.д., являются извратами варианта "стоя в гамаке”. Разговоры о "высоком искусстве” в таком виде поединков адекватны разговорам о "высоком искусстве” в "русской рулетке”.
Современное кинофехтование настолько же "реально”, как и "киношное” вставание солдата во весь рост и долгое "поливание” противника из автомата.
Истоки этой ошибки (и не только что касаемо фехтования!) таковы. Когда умирает реальность, рождается мифология, и новая логика рождается уже из нее, из мифологии. Чтобы избежать такой ошибки, нужно исходить из реальности (источники - хроники, мемуары, восстановление исторической психологии, среды и т.д.).
Сегодняшние попытки реконструкции средневекового фехтования начались "не с того конца” – многие стремятся воссоздать именно финты и позиции, не понимая первопричины их появления. Неудивительно, что получается бред (о самовыдуманных системах вообще не стоит говорить). |