Суббота, 13.08.2022, 22:12
web counter
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие статьи

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ БОЕВОГО КАВАЛЕРИЙСКОГО СТОЛКНОВЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XIV-XV ВЕКОВ.

Введение

1-4 мая 2014 года в городе Белгороде прошёл очередной семинар средневекового воинского искусства. В этом году, кроме устроителей - клуба «Хранители» г. Белгород , участие в мероприятии приняли:  клуб «Цитадель»   г. Воронеж,  клуб "Воскресная школа фехтования"  г.Тула,   «Клуб св. Димитрия Солунского»  и «Московский Джостинг-Клуб» г. Москва.

 

Формат проведения и состав участников.

Формат мероприятия ориентирован на изучение содержание средневековых западно-европейских  учебников по фехтованию (далее – Фехтбух)  традиции Лихтенауэра , которые в основном, состояли из следующих разделов:  бой на мечах без доспеха; бой на мечах в доспехе; бой в доспехе на трёх видах оружия – меч, дага, дротик; кавалерийский бой.

По каждому разделу, была проведена практическая демонстрация боевых техник, компетентными группами исследователей с последующим обучением навыкам, всех желающих, из числа участников семинара.

 

Уникальные эксперименты.

В рамках семинара было проведено много интересных экспериментов. В частности были проведены испытания проникающей способности различных видов средневекового вооружения – метательного, клинкового и древкового. В качестве испытательного стенда использовали половину свиной туши «одетой» в стёганный на вате акетон и клепаную кольчугу.

Некоторые из экспериментов, были уникальны, по крайней мере, на территории России.

Среди них: обезоруживание вооружённого копьём всадника, атакующего на галопе пешего, безоружного противника.

А так же:  сшибка тяжеловооруженных всадников без разделительного барьера,  с копьями, снабжёнными тяжёлыми турнирными наконечниками типа «кронель».

С результатами этого эксперимента, мы и предлагаем ознакомиться.

 

Цель эксперимента.

Целью эксперимента ставятся:

- выяснение свойств комплексов доспехов, в условиях, максимально приближенных к боевым,

- а так же техник подготовки воинов и их коней,   реконструированных на основе фехтбухов   и других источников.

 

 

Снаряжение участников эксперимента и их коней.

Так, как, данное описание будет сопровождаться видеозаписью, то мы поясним её в следующих терминах: всадник слева --  1340. Всадник справа – 1440.

Эти числа обозначают примерную датировку комплексов вооружения всадников.

Всадник 1340 – демонстрирует тяжелое боевое облачение, характерное для территории Священной Римской Империи 1340-х годов. Состоит из кольчуги, ленднера, кожаной (по технологии cuir bouilli )защиты рук и ног, кожано-пластинчатые кюисс с гранеными железными наколенниками,  латных сабатонов и перчаток . Так же бацинета с авентайлом, поверх которого одет тяжёлый кюбельхельм.

 

Всадник 1440 – представляет типичный комплекс доспехов  западногерманских земель Священной Римской Империи веком позже, исполненный в стиле «кастенбрюст», характерной деталью которого являлась длинная латная юбка и многочисленные рёбра жесткости, имитирующие складки модного гражданского костюма. Поскольку в оригинале, доспехи этого типа до нас дошли лишь фрагментарно,  да  и то, что дошло – относиться к переходным формам.

Однако,  сохранилась масса изображений художников северного возрождения, и надгробных статуй, которые все вместе позволяют детально реконструировать доспехи этого стиля.

При реконструкции  этого доспеха были заложены некоторые соображения, как он должен вести себя при копейной сшибке.

В частности, с этим типом доспехов возможно использование только конкретного типа седла, которое мы здесь назовём «тирольским» по происхождению абсолютного большинства дошедших до нашего времени оригиналов.

 

Сёдла этого типа используют оба наших всадника, период наибольшего распространения  этих сёдел, как раз приходиться на столетие между 1340 и 1440 годом.

Предполагалось, что длинная, латная юбка, опираясь в полу-сложённом состоянии на луки седла и приподнимая доспех над корпусом, будет, подобно рессорам, компенсировать ударную нагрузку на тело всадника.

Так же, оба всадника вооружены рыцарскими щитами-тарчами сделанными из досок и обтянутыми кожей и полотном, расписанными по технологии станковой живописи, и копьями из соснового дерева длинной 350 см. со стальными корончатыми наконечниками. Копья переменного сечения, более тонкие к концам, имеют незначительное утоньшение в месте захвата рукой.

Доспехи коней состоят только из налобников-шанфронов.

 

 

Сшибка.

Оба всадника двинулись с места по команде, их разделяло расстояние около 40м.

Конь всадника 1440 ,  создавая опасность столкновения  всадников с незащищенной  правой стороны ,  начал  смещаться  влево,  как говорили в средние века – «пересекая  путь противнику» , после чего всадник 1340 года, предотвращая  это, вынужден был пойти на таран . 

За две секунды, прошедших от старта коней до столкновения наконечниками копий, всадники успели принять правильное атакующие положение через шею своего коня, хотя им и не удалось избежать столкновения конями. Впрочем, без негативных последствий для всех участников эксперимента.   Удар всадника 1440, пришелся всаднику 1340 в правую часть шлема поверх глазницы, соскользнув  влево. Этим же ударом, всадник 1440 отклонил вверх копьё всадника 1340, шедшее точно в центр шлема, так, как советовал Пауль Каль. 

 

 

И копьё, лишь сорвало нашлемную фигуру.  Сразу после столкновения коней, всадники столкнулись средней частью своих копий, причём всадник 1340 удерживая копьё поперёк себя, резко довернул корпусом влево  и в этот момент кюбельхельм слетел с его головы, ударившись в забрало шлема всадника 1440,  чем несколько дестабилизировал его положение в седле.  Далее, компенсируя столкновение лошадей, оба всадника  выполнили развороты, стараясь занять  позицию выгодную для продолжения схватки, то есть, сзади и сбоку от соперника.

 

 

Такой результат, характерен, как  для боевой ситуации, так и для многих турниров, и чтобы не быть голословным, процитируем несколько источников.

Фруассар оставил нам пространное описание прошедших в 1390 г. на равнине между Кале и аббатством Сен-Энгельберт состязаний. Мы здесь приведём лишь короткую цитату:
«От четвертого Бусико отказался, и граф послал коснуться щита сеньора де Сен-Пи. И тот, кто никогда не давал отказа, вышел тотчас из своего шатра и сел на коня, и взял свой тарч и копье. И когда граф счел, что готов, и жаждал лишь поединка, рьяно пришпорил он коня, и Сен-Пи так же своего. Они опустили копья и нацелились один на другого, но лошади в сшибке пересеклись, а они тем не менее преломили копья».

         Антуан де ла Саль в своей хронике «Маленький Жан де Синтре»,увидевшей свет в 1456 г.,  так же, приводит подробное описание: «На десятый раз, когда они сошлись, так случилось, когда они скрестили копья, а их скакуны сильно ударились друг об друга, несмотря на отчаянное старание рыцарей, натянувших поводья (сделанные из шнуров, с которых свисали красные полотнища); конь сэра Энкеррана упал, а конь Сентре сломал переднюю ногу. Тогда он вскочил и отправился в свой шатер поменять скакуна».

В мае 1446 г. в Аррасе,  Оливье Де Ла Марш имел возможность во всех деталях рассмотреть замечательную турнирную схватку между кастильским рыцарем Галеотто де Балтазеном и капитаном бургундских телохранителей и рыцарем Золотого Руна Филиппом де Тернаном, о чём поведал нам в своих мемуарах:

«Днем, подходящим для завершения состязания Галеотто и Тернана, добрый герцог назначил понедельник, 2 мая 1446 года. Чуть позже полудня герцог и его придворные занимают свои места, восемь стражников выезжают на арену на лучших конях, какие только нашлись в герцогских конюшнях, и вновь у каждого в руке прочный белый жезл. Первым на арену выезжает Тернан в полном боевом облачении, естественно, что и он сам, и его конь с ног до головы в великолепных украшениях, в гриву и хвост последнего вплетены золотые нити. Тернан кланяется герцогу и занимает свое место на краю арены. Теперь появляется Галеотто де Балтазен на мощном боевом коне, покрытом попоной из бычьей кожи. На наголовнике и нагрудном доспехе коня огромные стальные шипы. Распорядитель турнира, заметив шипы, указывает на них герцогу, который, на правах хозяина, посылает главного герольда к Галеотто с сообщением о том, что в герцогстве использование такого оружия недопустимо; Галеотто приносит учтивые извинения, и вызвавшие протест шипы снимают с конского доспеха. Он салютует герцогу и занимает место напротив Тернана. Распорядитель турнира берет предоставленные инициатором боя копья и мечи и предлагает Галеотто на выбор. Выбор сделан, рога протрубили, бой начинается. Рыцари быстро сближаются, сжав в руках копья. Меч Тернана висит в ножнах на поясе, как положено; но Галеотто уже обнажил свой меч и держит его наготове в левой руке вместе с поводьями. По тому, как они сближаются, видно, что Тернан намеревается поразить противника копьем, а крепко сидящий в седле Галеотто явно рассчитывает на сшибку коней, в которой ему неплохо помогли бы те самые, вышеупомянутые шипы. Бойцы сталкиваются с ужасным грохотом, и конь Тернана отшатывается назад».

 

Доспехи под динамической нагрузкой.

При реконструкции доспеха всадника 1440, предполагалось, что длинная, латная юбка, опираясь в полу-сложённом состоянии на луки седла и приподнимая доспех над корпусом, будет, подобно рессорам, компенсировать ударную нагрузку на тело всадника. Это предположение полностью подтвердилось в ходе эксперимента. Задняя часть  латной юбки типа « рачий хвост», при горизонтальном векторе встречного удара, прогибаясь по дуге, внутрь, переводит вектор удара  с вертикальной плоскости в горизонтальную.

 

 

Снимая при этом нагрузку с поясничного отдела позвоночника, перераспределяет значительную часть энергии удара по поверхности доспеха, вниз , на седло.  Тогда как в итальянских доспехах и ясельных сёдлах, опасная доля нагрузки приходится на крестцовый отдел позвоночника.

 

 

При реконструкции доспеха всадника 1340 предполагалось, что Кюбельхельм  (судя по средневековым изображениям и описаниям) при точном  попадании должен слетать с головы .

Слетая с головы,  шлем забирает на себя до девяноста  процентов энергии удара,  одновременно предохраняя своей формой шею от перелома (при попадании в лицевую часть он слетает не назад, как предполагалось, а вбок), давая владельцу большие шансы на выживание даже в такой критической ситуации (что было доказано в прошлом году). В этот раз ставка была сделана на собранную позицию (с копьем в отверстии щита, осложняющую попадание копья в точки устойчивости)  и обтекаемость шлемов (что прекрасно сработало). Кроме того,  было проверено утверждение, что кроме копья в сшибке (в бою) очень большое значение имеет возможное столкновение коней и в этом случае физические данные коня и угол столкновения играют огромную роль ,  существенно влияя  на исход сшибки .

 

Заключение

На протяжении ряда лет исследовательской группой «Хранители» совместно с коллегами из. Москвы и Воронежа проводится мероприятие под названием «Праздник средневековой культуры», одной из основных целей которого является сотрудничество заинтересованных исследователей из разных городов в проведении совместных научно – практических экспериментов, помогающих правильно , глубоко и обоснованно понять аспекты средневековой культуры, а также воспроизвести некоторые действия – в частности, приемы военного дела средних веков
К уже проведенным ранее : прыжку всадника в вооружении через строй щитоносцев, тарану всадником с острым копьем пешего строя (с задачей уничтожить укрепленный в центре строя манекен, имитирующий пехотинца) и рыцарской сшибке (без разделительных барьеров , копьями с железными наконечниками) в этом году добавились : эксперимент по действиям безоружного человека при атаке на него всадника, вооруженного рыцарским копьём, а так же продолжение экспериментов по рыцарским столкновениям .В этот раз (кроме того, что не было ни барьеров, ни направляющих ), оба противника целились в шлем оппонента , а так же был впервые проведен таран конем коня оппонента (что было частой практикой в средние века). 
Можно отметить, что благодаря хорошей подготовке коней и всадников, а также тому, что подобные действия всегда имеют длительный период обдумывания, обсуждения и просчитывания возможных вариантов , эксперимент прошел абсолютно без каких - либо негативных последствий .
Все это помогает приблизиться к пониманию логики и обоснованию тех или иных действий, бытовавших в средневековой боевой практике .                              

В экспериментах по рыцарским столкновениям принимали участие: Роман Максимов и Вячеслав Подзолков (г. Белгород,  «Хранители») -  2013 г.,  Роман Максимов («Хранители», г. Белгород) и  Денис Лазарев («Московский Джостинг-Клуб», г. Москва) – 2014 г.

Категория: Другие статьи | Добавил: Mef (01.06.2014)
Просмотров: 1690 | Теги: доспех, кронель, сшибка, всадник, средневековье, семинар | Рейтинг: 0.0/0