Обзор эволюции немецкого доспеха за 14 век.
14 столетие в Европе стало эпохой бурного поиска новых вариантов защитного снаряжения, периодом множества инженерных идей, некоторые из которых оказались тупиковыми, другие же определили ход дальнейшего развития доспеха в последующие два столетия.
В этой статье мы попробуем проследить, как изменялся комплекс защитного снаряжения в Германии за этот период на примере доспехов рыцарей (как носителей самого прогрессивного вооружения), основываясь на фактически сохранившихся в музейных коллекциях предметах, а также на наиболее подробных изображениях с рыцарских могильных и поминальных плит, демонстрирующих полные доспешные комплексы.
В первом десятилетии 14 века доспех рыцаря в Германии почти ничем не отличался от защитного снаряжения 13 века и в основном состоял из кольчужного «хауберта», нем. Haubert (кольчуги с длинными рукавами, капюшоном и рукавицами), одевавшуюся на специальную одежду (нем. Wams, фр. Gambison) и кольчужных чулок, называвшихся тогда «îsenhosen».
По некоторым данным можно предположить, что в отдельных случаях поверх или под кольчугу уже могли одевать нагрудник (пластрон) из толстой кожи, а под кольчужный капюшон - маленький облегающий шлем «черепник» (нем. Hirnhaube). Известны сохранившиеся образцы этих шлемов, в точности повторенные на изображениях. Можно отметить, что довольно популярным дополнением доспеха были «плечевые щитки» (нем. Achselschilde, Schulterflügel, Spaldenier). Об этой интересной детали того периода нужно сказать, что материал, из которого они были изготовлены, до сих пор вызывает много споров. До нас, к сожалению, не сохранилось ни одного экземпляра плечевых щитков, однако на изображениях и скульптурах они встречаются достаточно часто. Стоит отметить, что на надгробных памятниках немецких рыцарей 1300 - 1320 годов, имеющих зачастую очень тщательную детализацию, этот защитный элемент изображается очень значительных размеров и толщины.
Это наводит на мысль, что, возможно, такие плечевые щитки могли быть миниатюрным подобием щита и иметь схожее строение - деревянную основу и тканевую либо кожаную обтяжку.
Щит (подтреугольной формы, обычно с выпуклым изображением герба) и горшковидный шлем, в средние века называвшийся «Helmvaz» (нем. Topfhelm) завершали комплекс. Поверх доспеха обычно носили просторную накидку длиной до середины икр (нем. Waffenrock), с гербом владельца, часто богато украшенную вышивкой, жемчугом и бахромой (по подолу).
Однако уже в этот период встречаются первые признаки будущих изменений. Так, например, «черепник» уже порой заменяет верхнюю часть кольчужного капюшона (который, в свою очередь, отделился от «хауберта» в самостоятельную деталь), а порой и носится как самостоятельный «малый» шлем (с кольчужным подвесом «хальсберге» нем. Halsberge, Halsbriinne, Helmbrünne (бармицей), как на плите графа фон Лихтенберга).
Плиты с рельефами курфюрстов Людвига Баварского из Ландмузея в Майнце, датируемые началом 14-го века, примерно первой четвертью (рис. 4), наглядно демонстрируют первые признаки изменения моды: рыцари изображены в уже полностью оформившихся «малых» шлемах «беккенхаубе», «бацинет» (нем. Beckenhaube, фр. Bacinet), имеющих кольчужную «бармицу» (музейные коллекции дают богатый набор подобных шлемов первой трети 14 ого века) - это уже не «черепник». Накидки поверх доспеха заметно укоротились (до колен или немого выше), и под ними четко видны наколенники (нем. Kniekachel, Kniebuckel - металлические щитки для защиты коленных суставов) с, возможно, кожаными смягчающими лепестками. Стоит заметить, что именно с 14 века начинается использование в Европе и, в частности, Германии шпор «с колесиком», пришедших на смену более жестким шпорам «с шипом». И данные барельефы демонстрируют нам это в полной мере. Однако кольчуга с рукавицами (нем. Hentzen) и кольчужные чулки продолжают традицию предыдущих столетий.
Надо отметить, что изменения имели не всеобщий характер. Многие, видимо, не хотели отказываться от привычного снаряжения и оставались верны старым традициям. Так, практически до конца столетия кольчуга оставалась в Германии основным и очень популярным доспехом и неохотно сдавала свои позиции. Этому немало способствовало и изобретение ок. 1360 года неким мастером Рудольфом из Нюрнберга способа получать проволоку для кольчуг любой толщины в больших объемах, что сильно снизило конечную цену изделия.
В 30 - 40ых годах изменения продолжились: кольчужный рукав стал укорачиваться (а порой и заметно расширился), предплечья стали защищать «наручами» (нем. Armschienen, Armzeug) в основном из твердой кожи (см. статью о популярности неметаллической защиты), порой с усилениями из металла, порой без. Вообще первые упоминания об элементах защиты из специально обработанной кожи относятся еще к 13 веку. Шлем «беккенхаубе» становится глубже и охватывает голову практически до скул. Кольчуга повсеместно начинает получать дополнительное усиление в виде пластинчатого доспеха (нем. Spangenharnisch), представляющего собой железные пластинки, наклепанные на несущую основу из кожи или ткани снаружи (рис. 5) либо изнутри (рис. 5.1).
Появляются цепочки для меча, шлема и кинжала (нем.Waffenketten) - колоритная деталь, на много десятилетий ставшая очень популярной. Кисти рук теперь имеют защиту в виде перчаток (нем. Panzerhandschuhe), а не рукавиц, из кожи, покрытой пластинками из металла или других прочных материалов (например, китового уса). В это период распространилась мода на своеобразную дополнительную защиту лица в виде кольчужного клапана треугольной формы на кольчужной защите шеи («хальсберге, бармице), прикрепленной к малому шлему «бэккенхаубэ», при необходимости пристегивавшегося к лобной части шлема (в дальнейшем он превратился в полноценный наносник (нем. Nasenband) (см. статью «Наносник на шлемах немецких рыцарей»). Руки (особенно предплечья) теперь обычно закрывают наручи, порой уже встречаются и поножи (нем. Beinschinen,Beinröhren), хотя все же не часто. Сустав плеча периодически защищают небольшим диско - или лепесткообразным наплечным щитком из металла (нем. Schulterplatten). Интересно, что защита локтевого сустава «налокотник» (нем. Mäusel), хоть и встречается, но не получает широкого распространения (зачастую его функцию в германском доспехе исполняет наруч, имеющий удлиненный выступ в районе локтя). В эти годы изображения фиксируют появление щитов с вырезом для копья (видимо, впервые в Европе).
К 50-м годам просторная поверхдоспешная накидка встречается уже все реже, в массе же своей она уступает место облегающей, довольно короткой (по середину бедра) куртке из кожи или плотной ткани - «джупон» (в английском варианте), «ленднер» (Lentner, Lendner - в немецком) (рис. 6), которая носилась либо поверх доспеха, либо - зачастую - сама имела подбой из металлических пластин (становясь в этом случае вариантом Spangenharnisch). Подол кольчуги теперь часто не имеет разрезов, но приобретает клиновидную форму. В обиход прочно входит кожано-пластинчатая защита как рук, так и ног, наколенники становятся массивнее и приобретают дополнительные грани (что является яркой стилистической особенностью немецкого защитного комплекса той поры) (см. статью «О стилистических особенностях немецкого доспеха 14 столетия») и, возможно, становится первым проявлением немецкой склонности покрывать доспехи дополнительными ребрами и желобками (что в последующие столетия сформирует своеобразный германский стиль (рис. 7). Появляются первые примеры защиты кисти крагами из одного сплошного куска металла (нем. Plattenhandschuhe (перчатки с силуэтом «песочные часы»)) – правда, первые варианты подобных перчаток, уже имея характерную форму, еще не были монолитными (крага с пястьевой частью соединялась с использованием дополнительных мелких пластин). Поножи прочно входят в обиход. Намечается тенденция к обозначению талии на силуэте доспеха.
В следующем десятилетии изменения кардинально затронули силуэт - всю первую половину века он оставался по сути романским (с достаточно свободными линиями, трапециевидный и т.д.), с 60-х годов он четко становится готическим - с четко выраженной приталенностью, выпуклой (сперва немного, затем все больше и больше) грудью. Уже в 40-х годах наметилась тенденция увеличения грудных пластин доспеха, и порой встречаются варианты, где эти пластины уже полностью слились и заменились одной крупной пластиной, защищающей верхнюю часть грудной клетки. С 60-х отчетливо видны первые попытки закрыть всю грудную клетку сплошным нагрудником (первые варианты были похожи на несильно выпуклые диски, обычно скрытые под основой - см. рис. 8).
Руки и ноги теперь часто одеты в облегающие доспехи из кожи с дополнительными накладками, а порой уже и из железа (медленно проникающая из Италии мода на латные элементы), одетые на кольчугу с (почти у всех!) длинными облегающими рукавами. Тут нужно подчеркнуть – кожано-пластинчатая защита на руках появилась еще в 30-40 годы, но в то время она носилась в следующем порядке: кольчуга с довольно широкими, более короткими рукавами (¾ от полной длины), на которую часто надевали защиту плеча, предплечье же защищали наручи, заходящие под кольчужный рукав. К 60-м годам кольчуги в основном стали иметь длинные узкие рукава, кожано-пластинчатую защиту стали носить поверх кольчужного рукава (что сильно изменило силуэт рук и внешний вид доспеха в целом, добавив «монолитности») (см. рис. 9).
Часто, впрочем, воины ограничивались просто кольчужными длинными рукавами без дополнительного усиления (можно предположить, что это связано с привычкой сражаться верхом, когда подвижность и обтекаемость рук играет немаловажную роль, а дополнительную защиту обеспечивает щит (который также проще одевать и снимать с облегающего кольчужного рукава).
В 60 - 70-х годах в Германии бытует очень интересный тип доспеха - облегающая приталенная куртка, подбитая пластинами, которая обычно имела, по всей видимости, одну крупную пластину для защиты грудной клетки, а остальная часть корпуса защищалась либо полосами, либо мелкими пластинами металла - нем. Plattenröcke (невозможно точно сказать, было ли это вариантом бронированного «ленднера» или же прототипом «мелкопластинчатой бригантины», повсеместно использовавшейся в 15 веке). Тем не менее примеров подобной защиты на немецких скульптурах 1360 - 70-х годов очень много и их количество, а также единообразие изображений, говорит, что такие доспехи были в тот момент доступны и весьма популярны (можно еще добавить, что они несомненно обладали своеобразной изысканной красотой) (см. рис. 10).
В 70-х нагрудная пластина (нем. Brustplatte) начинает выноситься поверх основы доспеха и стоит заметить, что очень быстро эта деталь из практически диска, имевшего незначительную выпуклость, преобразовалась в настоящий нагрудник (нем. Brust, Kürass). Причем не только вполне оформленный, но и порой имеющий ребро жесткости по центру, а иногда два и три ребра (и все это за какие-то 5 - 10 лет!). Хороший пример этого демонстрируют нам фотографии надгробных плит братьев фон Лимпург (см. рис. 11).
Со второй половины века малый шлем (который уже оформился в самостоятельное боевое наголовье) начинает приобретать забрало, крепившееся к лобной части шлема («клаппвизер» нем. Klappvisier). Что свидетельствует об использовании его в качестве основного, а не вспомогательного шлема. Впрочем, горшковидный шлем (который несколько видоизменился - стал больше, а также более обтекаемых форм, чем прежде (нем. Kübelhelm, Überhelm)) остается еще основным вариантом защиты головы рыцаря.
В 60 - 70-х годах «клаппвизер» стал очень популярен, что видно как из немалого количества сохранившихся экземпляров, так и из значительного количества надгробных изображений. Этот тип забрала оставался в ходу в немецких землях вплоть до середины 15 столетия! Однако уже в 70-х начинается, сперва незначительное, использование пришедшего - видимо, из Италии - типа забрал (нем. «хундсмауль» «хундешнауце» (Hundeschnauze) - «собачья морда», получивших прозвище за вытянутую форму), все больше завоевывающее популярность в последующие годы. Причем интересно, что это забрало, пришедшее в Германию с креплением на висках (традиционном для остальной Европы), через некоторое время видоизменяется под местным влиянием и, приобретя налобный крепеж, становится вариантом столь любимого немцами «клаппвизера».
Стоит также отметить, что довольно часто доспехи, закрывающие ноги (особенно поножи), а порой и руки, изображаются на фресках и надгробиях имеющими черный цвет. Учитывая, что в то время воронение еще не использовалось, можно предположить, что это краска либо иное покрытие, предохранявшее данные части от коррозии (что, учитывая специфику войны верхом и постоянного взаимодействия с конским потом, кажется весьма оправданным) - см. рис.10 и рис.12.
С 70-х годов ноги все чаще закрывают сплошными латами из железа, а в 1375 - 85 годах в латы уже облекают и руки. Можно сказать, что после 85-го года в Германии начинается эпоха сплошных металлических лат. Впрочем, тяга к привычному (всегда очень сильная у немцев) приводит к продолжению существования как доспехов, в основном состоящих из кольчуги, так и комплексов с кожано-металлической защитой до самого конца столетия.
В 80-х появляется стальной, самостоятельно одеваемый нагрудник (нем. Brust). Большое количество музейных экземпляров и подробных скульптурных изображений позволяют сделать вывод о том, что это зачастую был именно нагрудник (без наспинника). Интересно, что при этом защита пластинами низа живота (постоянно встречаемая в предыдущий период) почти исчезает на время, и низ корпуса остается защищенным только кольчугой. Вскоре на нагруднике появляется «фокр» (нем. Rtisthaken), крюк для укладывания копья на правой стороне груди (что, видимо, связано со сложностью плотной фиксации оного к выпуклому обтекаемому нагруднику). Этот элемент в 80-е годы встречается еще эпизодически и не получает массового распространения – возможно, из-за бытовавшего в те времена щита с вырезом для копья. Но стоит заметить, что крюки последней четверти 14 века весьма изящны, кроме того, они складные!
Что впоследствии не использовалось (рис. 13). По всей вероятности, с этого времени горшковидный шлем вытесняется шлемом «беккенхаубе» (бацинет), потомком малого шлема, и уходит с военных полей на турнирную арену.
Кольчуга все больше укорачивается (порой подол снабжался клапаном, проходившим между ног, образуя подобие комбинезона). С 80-х годов и особенно в 90-е появляется интересная мода на кольчужные бриджи (шорты), одевавшиеся, видимо, поверх латных ног (рис. 14) и, по всей вероятности, связанных с участившейся традицией сражаться в пешем строю (поскольку верхом это могло бы доставить большие неудобства. На помощь приходит взор в будущее - трактат 15 века, описывающий, как нужно одеваться для пешего боя - «How a man schall be armyd at his ese when he schal fighte on foote». Этот источник предписывает надевать именно кольчужные шорты, также мы видим их на иллюстрациях, описывающих пеший поединок (рис. 15).
Шлем "вытягивается". Уже в 60-х многие «беккенхаубе» имели вытянутые вверх формы, в 80-х макушка заостряется и смещается назад (такие шлемы, снабженные забралом в стиле «Hundeschnauze», получают прозвище «Hundsgugel» «собачий (собакомордый) колпак»). Щит начинает приобретать сложную форму. Нужно сказать, что эксперименты с формой щита шли в Германии на протяжении почти всего 14 столетия. Уже в 30 - 40-х годах встречались овальные щиты с вырезом для копья, к концу века щит все чаще приобретал форму прямоугольника с несколько отогнутым наружу верхним краем. Однако наряду с этим продолжали существовать и более традиционные подтреугольные формы.
Отличительной чертой конца 14 века в Германии становится просторный кафтан с подолом до колен и складчатыми объемными рукавами (нем. Schecke, Tappert - вероятнее всего вариация модной в те годы гражданской одежды «Houppelande»). Этот кафтан надевают поверх доспеха, а поверх него, в свою очередь, надевается нагрудник (часто с кольчужным фартуком). Все это в очередной раз заметно изменяет общий силуэт (рис16).
Перчатки несколько видоизменились (удлинилась часть краги, прикрывающая основания пальцев) в отдельных случаях она приобретает форму клина. На нагрудниках периодически встречается новый V-образный элемент – своего рода «отбойник», отводящий копейный удар от шеи. По-видимому, эта деталь стала решением проблемы, появившейся с того момента, как нагрудник стал делаться сильно выпуклым и обтекаемым, из-за чего при попадании колющего удара чуть выше центра выпуклости нагрудника лезвие неминуемо соскальзывает в область шеи. Пока нагрудник оставался под основой (то есть имел покрышку из ткани или кожи), эта проблема не была столь актуальна, но с момента появления отдельного стального нагрудника она явно резко обострилась. Также, возможно, появление «отбойника» отмечает начало тенденции к отказу от использования щита. Например, в манускрипте «Flos Duellatorum», написанном в самом начале 15-ого века (рис.17),
мы видим, что нигде в конном поединке воины не имеют щита, то есть прямое попадание копья в грудь (нагрудник) стало почти гарантированным. Хотя до 15 века этот элемент (как, впрочем, и «крюк для копья») оставался в Германии скорее экзотикой.
К последним годам столетия центр выпуклости нагрудника заметно сместился вниз (что определило тенденцию к появлению в не столь отдаленном будущем доспехов типа «кастенбрюст» (рис.18), в котором эта идея получила максимальное развитие (породив во второй четверти 15 века моду на «коробчатые» латы). Но это уже выходит за рамки обозначенной нами темы.
Ниже приведены комплекты доспехов, воссозданных исследовательской группой «Хранители» на основе немецких изобразительных источников 14-го века в порядке, иллюстрирующем тенденции эволюции защитного снаряжения в этом регионе за данное столетие (рис.19).
|